Терминологический словарь

Антропологическая классификация –классификация этносов, основанная на реально и объективно существующих внешних физических различиях между людьми, этносами.

Геноцид –политика государства или другие организованные действия, направленные на истребление тех или иных групп населения по национальным, расовым или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанное на полное или частичное физическое уничтожение, также меры по предотвращению рождаемости.

Геноцид органически связан с фашизмом и расистскими теориями, пропагандирующими расовую и национальную ненависть – господство так называемых «высших» рас и истребление так называемых «низших» рас. Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время Второй мировой войны, особенно против славян и евреев. Преступления против кампучийского народа в период своего правления совершала преступная клика Пол Пота и Иенг Сари.

Географическая классификация - классификация этносов, основанная на объективном факте, что этносы расселены в определённых частях ойкумены и зоны их расселения находятся в пределах регионов, известных по географическим данным.

Дискриминация – лишение или ограничение прав определённых групп населения по национальному, религиозному, расовому или другим признакам

Исторические типы этноса – племя, народность, нация. Ученые стран СНГ по традиции выделяют в этносе три его исторических этапа: племя, народность, нация. Это деление они связывают с формационной концепцией развития общества, разработанной К.Марксом. Исходя из этой концепции, для первобытнообщинной формации характерна этническая общность – племя, для рабовладельческой – народность, для капиталистической и социалистической – нация.

Концепция плюрализма (концепция многокультурности) – пришла на смену господствовавшим в политике до 1970-80-х гг. интеграционным, ассимиляционным концепциям. Основателем плюралистической традиции стал американский деятель Г.Каллен. Ему Америка виделась не «плавильным котлом», а «обществом - оркестром», в котором естественными инструментами являются этнические группы с их своеобразным «духом и культурой».

Концепция плюрализма была взята на вооружение пришедшими к власти в ряде капиталистических стран партиями неоконсервативного направления.

Лингвистическая классификация – распределение языков по языковым семьям, установление степени родства между ними внутри семей, ветвей, групп даёт возможность, учитывая органическую связь языка с этносом, построить классификационную схему по признаку родства.

Пассионарность(от лат. страсть) – рассматривалась Л.Н.Гумилёвым как 1) особая психическая энергия, причиной её возникновения являются процессы космического характера, 2) внутреннее стремление (осознанное или неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Пассионарность по Гумилёву передаётся исключительно генетическим путём, её не привить ни образованием, ни воспитанием. Это нечто коллективного темперамента. Угасание пассионарности на уровне этноса протекает в результате массовой гибели носителей соответствующего генофонда в войнах, эпидемиях, в процессе этноцида, ассимиляции и т.п.

«Каждый живой организм, - писал Л.Н.Гумилёв, - обладает энергетическим полем, …этническим полем, создаваемым биохимической энергией живого вещества. Так вот. Если принять эту энергетическую модель, модель силового поля и применить к проблеме этноса, то этнос можно представить себе в качестве системы колебаний определённого этнического поля. А если это так, тогда мы можем сказать, в чём различие этносов между собой. Очевидно, в частоте колебаний поля, т.е. в особом характере ритмов разных этнических групп. И когда мы чувствуем своего, это значит, что ритмы попадают в унисон или строятся в гармонию; когда в унисон ритмы не попадают, мы чувствуем, что это чужой, а не свой человек». В доказательство своей теории Гумилёв приводит пример эффективного межкультурного взаимодействия у русских и алеутов Аляски, французов и североамериканских индейцев, англичан и полинезийцев. Ритм колебаний биоэнергетического поля, разность степени пассионарности обуславливают мирный или военный контакт между цивилизациями.

Пассионарная концепция Л.Н. Гумилёва - основной акцент в содержании этой теории автор делает на идее, что этнос представляет собой физическую реальность, облаченную в социальную оболочку. История человечества рассматривается Гумилевым как последовательная цепь многочисленных этногенезов, причиной которых являются пассионарные толчки - своего рода микромутации, вызывающие появление особо энергичных и деятельных людей - пассионариев, объединенных общими целями и интересами. Истоки этих мутационных процессов находятся в биосферных явлениях Земли. В продолжение своего роста и развития этнос проходит несколько стадий от молодости до глубокой старости и смерти, что обусловлено затратами энергии пассионарности.

Дуалистическая теория этноса Ю.В.Бромлея -исходная идея этой теории заключается в том, что в этносе сочетаются, с одной стороны, собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятельность, этническое самосознание, закрепленное в этнониме этноса), а с другой стороны, те характеристики, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и существования собственно этнических элементов (природно-географо-территориальные, экономико-социальные, государстнно-правовые и т.п.). В соответствии с этим делением любой этнос получает двойственную (дуалистическую) природу и рассматривается в двух смыслах - узком и широком.

Этнос в узком смысле был назван автором теории этникосом и сочетал в себя собственно этнические характеристики. Этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом и представлял собой сочетание собственно этнических элементов с условиями его возникновения и функционирования. Наиболее часто приводимый в литературе пример узкого и широкого смыслов понятия «этнос» - пример украинцев: все украинцы, живущие в мире, - это этникос, а украинцы, проживающие в границах Украины, - это этносоциальный организм.

Информационная теория этноса -названная теория представляет собой оригинальную концепцию этноса, предложенную Н.Чебоксаровым и группой исследователей. Эта концепция базируется на представлении, что во всяком социальном образовании (каковым среди других является и этнос), как и в обществе в целом, устойчиво циркулируют информационные потоки, имеющие свои генераторы (источники) и реципиентов (тех, кто их воспринимает). На этом основании делается предположение, что в границах устойчивых социальных общностей, особенно этносов, потоки сообщений интенсивнее и насыщеннее, чем за их пределами. Также считается, что в разных исторических типах этносов от племени до нации - плотность информационных потоков различна и по мере дальнейшего исторического развития возрастает.

Системно-статистическая или компонентная теория - в соответствии с этой теорией этнос рассматривается как исторически возникшая и эволюционирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной композицией (структурой). Структурными образованиями высшего порядка являются компоненты, которые сами имеют сложное строение. Эти компоненты следующие: расселение этноса; его воспроизводство как части населения и свойственная ему демографическая структура; производственно-экономическая деятельность и ее характер; система социальных отношений и институтов; язык и разнообразные формы речевой деятельности, создание, использование и сохранение культуры; быт или устойчивые стереотипные способы ритмичного поведения, который реализуются в обычаях, социальных привычках, обрядах; существенные стороны психологического восприятия своего этноса и общей этнической картины мира; наконец, система личностного контактирования и взаимодействия.

return false">ссылка скрыта

Число компонент может меняться в зависимости от каждого конкретного случая. Но при этом все компоненты связаны друг другом. Каждая компонента этноса может быть теоретически инструментально разложена на соответствующее количество признаков - индикаторов, с помощью которых описываются разные стороны реальных этносов.

Раса –«родство по крови» больших групп людей, выраженное во внешнем физическом сходстве, французский термин, введённый в 1740 г. французским натуралистом Ж.Бюффоном для обозначения подразделения видов животных и растений.

Человеческие расы исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся определённой совокупностью внешних физических особенностей. Основные же черты физической организации человека одинаковы у всех людей (строение мозга). Всё человечество представляет единый биологический вид. Крупнейшие расы – австролоидная, европеоидная, монголоидная, негроидная. Интеллектуальные и нравственные особенности людей всех рас равны.

Расизм –идеология, основанная на утверждение о неполноценности рас (в основном чёрной расы) по отношению к белой расе. Утверждение это не более чем социальная конструкция, т.е. феномен, лишённый фактического подтверждения или бесспорного обоснования и сформированный, исходя из антинаучных утверждений и субъективных оценок. Цель расизма состоит в оправдании стремления одной группы людей править другой группой людей. Для достижения своих целей расизм пытается искать подтверждение собственному тезису о том, что жертвы расизма не достойны звания человека.

Расизмом германские нацисты обосновывали агрессивные войны с целью уничтожения и порабощения других народов и установления своего господства. Расовая дискриминация негров основана на расизме. Расизм стал официальной идеологией нацизма.

Структура этногенеза – включает в себя изменение языка, изменение базовой культуры, изменение физического типа, изменение этнического сознания (включая самоназвание).

Субэтнос –так называютобособленные части большого этноса. Отличаются специфическими чертами быта, религии, языка и определённым самосознанием (например, грузинцы делятся на картлийцев, кахетинцев, имеретин, гурийцев, мохевцев, мтиулов, рачинцев и т.д.).

Суперэтнос – несколько этносов, вовлечённых в некий общий социально-исторический процесс (например, христианский, мусульманский, романский, славянский).

Хозяйственно-культурная классификация – различия между хозяйственно-культурными типами отражаются прежде всего в основных занятиях большинства этносов, а также в орудиях труда, пище, жилище, средствах передвижения, утвари, одежде, прочих элементах материальной культуры.

Этнос –устойчиваяобщность людей, обладающая общностью происхождения, территории, языка, культуры, самосознания.

В западноевропейской, и особенно в американской социологии и политологии, широкое применение имеет этническая терминология. Наиболее употребляемы категории «этническое», «этнос», «этнические группы». Основу этих категорий составляют в различных сочетаниях такие признаки, как культура, язык, раса, осознание общности происхождения и др.

В СССР «этнос», «этническое» длительное время принадлежали в основном к категориальному аппарату этнографической науки. В последний период эти понятия всё чаще можно встретить в публицистике.

Термин «этнос» в современном понимании означает исторически сложившуюся на определённой территории общность людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, быта, психики и самосознанием, отражённом в едином названии и представлениях об общности происхождения. Этническое самосознание того или иного человека проявляется, прежде всего, в осознании своей принадлежности к определённой этнической группе. При этом имеет значение и пользование этническим (национальным) языком, отношение к культуре своего народа.

В приведённом определении «этнос» есть общие признаки с традиционной категорией «нация». Разделяющий признак – экономика. Особый акцент при определении понятия «этнос», таким образом, в последнее время делается на общность культуры и этническое самосознание.

Этническая (национальная) идентичность –это осознания себя представителем определённого этноса, переживание человеком своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.

В процессе её развития происходит формирование в подростковом возрасте эмоционально – оценочного принадлежности к этнической общности. Этническая идентичность – это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и её оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства. Чувства достоинства, гордости, обиды, страха являются важней шимми критериями межэтнического сравнения, эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи человека с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида.

Этническое меньшинство, этническая группа – означают совокупность людей той или иной национальности, проживающих в инонациональной среде, например, евреи, цыгане – в Беларуси, и белорусы, украинцы – в России. В американской литературе под этническими меньшинствами понимаются этносы в целом.

Этногенез – происхождение и развитие этносов.

Этнические (этногенетические) процессы-процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: отдельных элементов духовной и материальной культуры, языка, социальной структуры, самосознания и т.д.

Этногенетические процессы – этноэволюционные, этнотрансформационные, этнически объединяющие.