Лекция №12. «Международное трудовое (миграционное) право»

1. Международный рынок труда и его государственное регули­рование.

2. Источники международного трудового права.

3. Регулирование миграции на региональном уровне.

4. Универсальное регулирование трудовой миграции.

5. Понятие и принципы международного трудового права.

1. Интернационализация производства, усиление взаимоза­висимости национальных экономик объективно обусловили рост миграции рабочей силы как товара. Международная трудовая мигра­ция — это транснациональное перемещение самого труда, пересе­ление трудоспособного населения из одного государства в другое с целью получения работы. Таких мигрантов называют субъектами внешней трудовой миграции.

Следует различать иммиграцию, то есть въезд трудоспособного населения в страну, и эмиграцию, то есть выезд трудоспособного на­селения из страны. Разница между иммиграцией и эмиграцией обра­зует миграционное сальдо.

После Второй мировой войны на мировой рынок труда вышла научно-техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие. По со­стоянию на конец XX века общее количество мигрантов оценива­лось примерно в 125 млн. человек, и ежегодно из страны в страну переезжали порядка 20 млн. человек.

В результате миграции рабочей силы образовался и функцио­нирует международный рынок труда, охватывающий разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы.

Совокупность международно-правовых норм, регулирующих трудовую миграцию на международном рынке труда, называется между­народным трудовым правом. Возможно, более точным было бы название: международное трудоресурсное право или международное миграционное право.

Выделяются несколько направлений международной миграции рабочей силы:

— из развивающихся и бывших социалистических в промышленно развитые страны;

— в рамках промышленно развитых стран;

— в рамках развивающихся стран;

— из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Трансграничное движение рабочей силы порождает, в частности, проблему занятости, финансового бремени для принимающей страны (на материальную поддержку, депортацию). В результате в большин­стве развитых стран сложилось или складывается очень жесткое госу­дарственное регулирование трудовой миграции.

Решающую роль в определении правового статуса мигрантов играют иммиграционные и другие законы, административные (и про­чие подзаконные) акты.

Иммиграционные законы устанавливают:

¨ порядок въезда в страну,

¨ процедуру выдачи визы,

¨ получения вида на жительство,

¨ права на работу,

¨ порядок и условия трудоустройства,

¨ оказания медицинской помощи, медицинского и иного страхования.

Большинство принимающих стран используют селективный под­ход при регулировании иммиграции: они не препятствуют или даже стимулируют приток специалистов нужных профессий и максимально ограничивают иммиграцию всех остальных работников.

Для государственного контроля за миграционными процессами создаются специальные государственные органы. Контрольные и защитные функции в отношении трудящихся-мигрантов должны осуществлять консульские представительства страны-экспортера за рубежом.

Обычно в регулировании вопросов иммиграции участвуют три государственных ведомства:

Ø министерство иностранных дел (визовой режим);

Ø министерство юстиции (служба иммиграции — погра­ничный режим);

Ø министерство труда (надзор за использованием иностранной рабочей силы).

В большинстве стран виза трудовому иммигранту выдается, как правило (и в лучшем случае), при двух условиях:

а) при наличии подписанного контракта с нанимателем;

б) при наличии заключения (разрешения) министерства труда в связи с заполнением рабочего места иностранным работником.

Принимающие государства обусловливают выдачу разрешения на трудовую иммиграцию рядом требований к профессиональной квали­фикации работника, к состоянию его здоровья, к срокам пребывания в стране и т.п. Активно применяются квотирование иммиграции, экономические требования (требования инвестиций в экономику), прямые запреты на прием иностранцев на работу. Запрещена неле­гальная иммиграция. Санкции за нарушение законодательства об иммиграции налагаются как на самих мигрантов, так и на их нани­мателей.

Государствами вводится лицензирование деятельности предприя­тий, занимающихся трудоустройством граждан за рубежом, исполь­зуется контрактная форма найма рабочей силы для работы за гра­ницей, которая обеспечивает необходимый стандарт экономических и социальных гарантий по заработной плате, оплате проезда, жилью, медицинскому обслуживанию.

Факт выхода работников-мигрантов из сферы действия своего законодательства не означает, что государство происхождения пол­ностью снимает с себя ответственность за судьбу своих граждан, работающих за рубежом.

В ряде стран (Испания, Италия Португалия) этот вопрос поднят на конституционный уровень. Например, в ст. 42 Конституции Испа­нии предусмотрено: «Государство проявляет особую заботу об охране социальных и экономических прав испанских трудящихся, находяихся за границей, и проводит политику, направленную на их возвращение». В Конституции Италии (ст. 35) провозглашено, что государство охраняет труд итальянцев за границей.

2. В целях международно-правового регулирования различных аспектов трудовой миграции государства заключают двусторонние и многосторонние соглашения. В сфере международно-правового регулирования международного рынка труда соотношение между конвенционным и обычно-правовым регулированием однозначно скла­дывается под существенным приоритетом конвенционного метода регулирования.

Договорными источниками международного трудового права явля­ется:

§ двусторонние договоры о дружбе и сотрудничестве,

§ договоры о торговле и мореплавании,

§ договоры о поселении,

§ договоры о трудо­вой миграции,

§ договоры о защите прав трудящихся-мигрантов,

§ договоры о профессиональ­ном образовании,

§ договоры о социальном обеспечении,

§ договоры о сезонных рабочих,

§ договоры об избежании двойного налогообложения,

§ договоры о занятости гостевых работ­ников и др.

Как правило, в отношении правового режима для иностранных работников государства применяют метод предоставления националъного режима (кроме исключений, предусмотренных внутренним законодательством и международными договорами).

Одновременно применяется принцип взаимности. Так, согласно итальянскому законодательству, «иностранец допускается к трудовой деятельности, если итальянский гражданин допускается к трудовой деятельности в стране, гражданином которой является иностранец». Таким образом, государство вправе определять тот или иной по­рядок в том, что касается пересечения границы своими гражданами и иностранцами, устанавливать условия пребывания иностранцев и условия их допуска к трудоустройству.

Однако международное право (международное трудовое, или миграционное, или трудоресурсное, право) задает определенные рамки, в которых вращается внутригосударственное право. В дан­ном случае это статья 13 (п. 2) Всеобщей декларации прав человека 1948 года: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну», — а так­же принцип предоставления национального режима иностранным гражданам на своей территории при соответствующих исключениях из него.

При правовом регулировании трудовых отношений с иностран­ным элементом часто возникают конфликты законов — когда нацио­нальные законы двух или нескольких государств претендуют на регулирование одного и того же отношения. Эти конфликты разреша­ются с помощью применения коллизионных правил.

В целях унификации правоприменения коллизионных принципов используются международные конвенции, хотя в настоящее время отсутствуют универсальные договоры, которые содержали бы обще­принятые коллизионные принципы в международных трудовых отно­шениях.

В Законе о международном частном праве Венгрии 1979 года ука­зывается, что к трудовым правоотношениям, если законодательство не предусматривает иное, применяется закон того государства, на территории которого выполняется работа.

Этот же принцип закреплен в Европейской (Римской) конвенции 1980 года относительно права, применяемого к договорным обяза­тельствам в ЕС.

Исходное положение Римской конвенции 1980 года заключается в том, что сами стороны трудового соглашения решают, какая нацио­нальная система трудового права должна применяться к отношениям, отрегулированным в трудовом контракте.

Если воля сторон в трудовом контракте не выявлена, то приме­няется законодательство того государства, с которым данный конт­ракт в наибольшей степени связан (т.е. закон места работы работ­ника, закон местонахождения работодателя и т.п. с учетом толкования этих вопросов судебными органами стран ЕС).

Следует обратить внимание на некоторые законы США, регули­рующие вопросы международного трудового права: Закон о граждан­ских правах, Закон о справедливых условиях труда, Закон об инва­лидах, Закон о запрете дискриминации пожилых трудящихся.

Согласно господствующей доктрине США, эти законы подлежат применению к трудовым отношениям между зарубежными предприя­тиями, которые контролируются американскими физическими/юри­дическими лицами, и проживающими за рубежом гражданами США. Фактически речь идет об экстратерриториальном применении нацио­нального законодательства.

3.Значитель­ное число актов, регулирующих вопросы трансграничной миграции рабочей силы, действует на региональном уровне.

Под эгидой Совета Европы приняты:

¨ Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года,

¨ Европейская конвенция о поселении 1955 года,

¨ Европейская социальная хартия 1961 года,

¨ Европейский кодекс социального обеспечения 1964 года,

¨ Европейская конвенция о социальном обеспечении 1972 года,

¨ Европей­ская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1977 года.

Свобода передвижения лиц — один из провозглашенных прин­ципов ЕС. Римский договор об учреждении ЕС 1957 года преду­сматривал отмену препятствий свободному пере­мещению лиц, услуг, капиталов, свободное передвижение трудящихся, свободу поселения резидентов ЕС в странах-участницах.

Основные параметры свободы движения лиц были определены следующим образом:

— право работника принимать реально предлагаемую работу;

— право свободно передвигаться по территории государств-членов;

— право находиться в одном из государств-членов и заниматься трудовой деятельностью в соответствии с законными распорядитель­ными и административными положениями, регулирующими заня­тость граждан данного государства;

— право оставаться на территории одного из государств-членов после завершения трудовой деятельности в этом государстве;

— право на суммирование всех периодов работы, учитываемых законодательством различных стран, в целях социального обеспе­чения;

— право на получение социальных пособий на территории стран-участниц.

Свобода движения трудящихся-мигрантов распространялась на все сферы занятости, кроме государственной службы. Ограничения допускались только по соображениям общественного порядка, обще­ственной безопасности, охраны здоровья людей.

По Маастрихтскому договору стран ЕС 1992 года граждане госу­дарств-членов получили также статус граждан Европейского Союза. В настоящее время государства ЕС в соответствии с Римским дого­вором идут по пути облегчения условий пребывания мигрантов из третьих стран на своей территории.

Вместе с тем, эти государства усиливают меры, которые могли бы поставить иммиграцию под контроль, в том числе путем согласования соответствующих квот, унификации правовых норм, препятствующих нелегальной иммиграции; норм, определяющих порядок воссоедине­ния семей, касающихся приглашения иммигрантов на временную работу, и т.п.

Среди других региональных международно-правовых актов по вопросам трудовой миграции следует упомянуть Конвенцию между латиноамериканскими государствами — членами Андского пакта о миграции трудящихся 1977 года и действующую под эгидой ЛАГ Арабскую конвенцию о перемещении рабочей силы 1968 года.

В СНГ действует Соглашение о сотрудничестве в области трудо­вой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 года.

По Соглашению, порядок привлечения работников и требова­ния к ним устанавливаются государством трудоустройства с учетом международных соглашений, взаимно признаются без легализации дипломы, свидетельства об образовании, свидетельства об уровне квалификации.

Предусмотрено оформление трудовой деятельности работни­ка трудовым договором (контрактом) с работодателем. Не допуска­ется двойное налогообложение заработанных работниками средств. Перевод этих средств осуществляется в соответствии с законода­тельством государства трудоустройства и международными соглаше­ниями.

Медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя на основе национального режима. Пенсионное обеспечение работ­ников в рамках СНГ регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обес­печения 1992 года и/или двусторонними международными соглаше­ниями.

В 1994 году приняты также межправительственные соглашения:

Ø Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, при­чиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей,

Ø Соглашение о переводе денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам.

4.В ряду уни­версальных источников международно-правового регулирования труда находятся Пакты о правах человека 1966 года и Конвенции о статусе беженцев 1951 года и о статусе апатридов 1954 года, исходя­щие из предоставления национального режима указанным категориям лиц.

Универсальным центром правового регулирования вопросов международного трудового права стала Международная организация труда, созданная еще в 1919 году и являющаяся с 1946 года специа­лизированным учреждением ООН.

В рамках МОТ выработано около 140 международных конвенций и принято примерно столько же рекомендаций, которые в совокуп­ности можно назвать «международным кодексом о труде».

Наиболее важный среди этих актов с точки зрения интернационального рынка труда — это Конвенция № 97 о трудящихся-мигрантах 1949 года (вошла в силу в 1952 г., около 40 стран-участниц), утверждающая национальный режим в отношении иностранных трудящихся. Кон­венция также предусматривает меры по контролю за миграцией рабочей силы.

Положения этой Конвенции дополняются Конвенцией № 143 1975 года, которая утвердила требования недискриминации и обеспечения трудящимся-мигрантам «равенства шансов». Эта же Конвенция направлена на принятие мер по борьбе с нелегальной иммиграцией, содержит обязательства обеспечивать права мигрантов-транзит­ников.

В 1982 году была принята еще одна Конвенция МОТ, в которой изло­жена система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Конвенции — коор­динация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Согласно Конвенции государства обязаны обеспечить, чтобы работодатели заранее предупреждали работников об увольнении. При этом работодатели должны доказать наличие оснований для увольнения. Запрещается дискриминация при увольнении по при­знакам пола, расы, этнического происхождения, членства в профсоюзах.

Согласно Конвенции МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах государства обязуются:

Ø оказывать бесплатную помощь мигрантам в предоставлении им необходимой информации через службы трудоустройства;

Ø принимать меры против вводящей в заблуждение пропаганды в вопросах иммиграции и эмиграции, по облегчению всех стадий миграции — отъезда, перемещения, приема, организации медицинских служб;

Ø разрешать переводить на родину заработную плату и сбережения.

Приложения к Конвенции регулируют вопросы найма, размеще­ния, условий труда мигрантов, условий ввоза мигрантами личного "имущества, рабочих инструментов и оборудования. Деятельность по трудоустройству мигрантов допускается, согласно Конвенции, при наличии разрешения компетентных властей страны пребывания и под их контролем. Конвенция устанавливает письменную форму за­ключения трудовых контрактов, равенство в уровне минимальной заработной платы с гражданами страны пребывания.

В 1990 году была принята Конвенция ООН о защите прав трудя­щихся-мигрантов и членов их семей. Она содержит следующие важ­нейшие положения:

— запрещена дискриминация прав трудящихся-мигрантов в сфере трудовых отношений;

— установлено, что мигранты пользуются не менее благоприят­ным обращением, чем граждане государства пребывания;

— трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы в Государстве пребывания;

— в странах, где существуют ограничения в приеме на работу трудящихся-мигрантов, эти ограничения не должны применяться к мигрантам, прожившим в стране пребывания более 5 лет;

— трудящийся-мигрант не должен лишаться права на прожива­ние или получение работы или высылаться из государства только на основании невыполнения обязательств по трудовому договору, если только выполнение такого обязательства не представляло собой одно из условий получения разрешения на работу;

— по окончании пребывания в стране мигрант и члены его семьи имеют право перевести все свои заработки и сбережения на родину и вывезти свое. личное имущество;

— мигрант и члены его семьи имеют право в любой момент въехать в государство своего происхождения и остаться в нем.

Помимо МОТ, проблемами миграции на универсальном уровне занимаются:

Ø Комиссия ООН по народонаселению,

Ø Всемирная организация здравоохранения,

Ø ЮНЕСКО,

Ø Международной организации по миграции (МОМ), целью которой является обеспечение упорядоченной и пла­новой международной миграции.

5.Итак, пред­метом международного трудового прававыступает международный рынок труда, на котором способность трудящихся-мигрантов к труду является товаром.

Неточность термина международное трудовое право заключается в том, что сфера регулируемых им отношений — не отношения найма с международным элементом (не отношения между нанимателем и наемным работником), а отношения между субъектами МП по поводу экспорта-импорта рабочей силы, по поводу внутренних правовых режимов, «встречающих и провожающих» трудящихся-мигрантов. В связи с этим более точным термином был бы термин между­народное миграционное (или трудоресурсное) право.

Международное трудовое (миграционное) право имеет некоторую специфику по сравнению с другими рассмотренными отраслями МЭП. Специфика эта заключается в существенной (если не сказать преобладающей) роли публично-правовых отношений в норматив­ной надстройке, регулирующей международный рынок труда.

В то же время обращает на себя внимание тот факт, что именно в этой сфере международное право (в частности, «право МОТ») глу­боко проникло во внутреннее право: нормы конвенций МОТ, так или иначе, стали составной частью внутреннего права, охватив своим регу­лированием практически все важнейшие стороны внутренних трудо­вых отношений.

В международном трудовом (миграционном) праве активно при­меняются также и методы двустороннего и регионального регулирования. При этом в рамках интеграционных объединений прослежи­вается» тенденция на замещение метода многостороннего регулиро­вания методом наднационального регулирования.

Кроме того, в системе правового регулирования транснациональ­ного движения рабочей силы внутри интеграционных объединений появляются некоторые «новые» принципы, например принцип сво­боды движения рабочей силы (свободы трудовой миграции). Это — специфические принципы «права интеграции».

В принципе международное трудовое (миграционное) право можно считать сложившейся отраслью МЭП (подотраслью МП), поскольку оно, также, как и ранее рассмотренные отрасли МЭП, отвечает всем необходимым критериям, предъявляемым при выделении той или иной отрасли/подотрасли МП.

Что касается «своих», отраслевых, принципов, то, как представ­ляется, в качестве специальных принципов международного трудового (миграционного) права выступают, в частности, следующие принципы:

— принцип государственного суверенитета в отношении право-&вого режима иммиграции;

— принцип государственного контроля за правовым режимом в ^отношении гражданина-мигранта на иностранном рынке труда;

— принцип государственной защиты граждан-мигрантов;

— принцип равенства условий труда;

— принцип запрета на принудительный труд;

— принцип запрета нелегальной трудовой иммиграции;

— принцип запрета на демпинг рабочей силы;

— принцип свободы предоставления частными лицами услуг в (Соответствии с внутренним законодательством;

— принцип недискриминации;

— принцип предоставления национального режима;

— принцип взаимности.

В Особенной части международного трудового (миграционного) права, как минимум, должны присутствовать институты:

Ø международ­но-правового регулирования иммиграции;

Ø международно-правового регулирования экспорта рабочей силы.

Международное трудовое (миграционное) право в силу своей спе­цифики наиболее тесно соприкасается с международным админист­ративным правом.