Лекция №3. «Принципы международного экономического права»
1. Система и содержание основных (общих) принципов МП.
2. Характеристика специальных принципов МЭП.
1. Принципы МПП разделяются на основные и дополнительные, всеобщие (зафиксированные в многосторонних конвенциях мирового значения) и региональные (зафиксированные в региональных конвенциях), общие и отраслевые (принципы международного экономического права).
Основные принципы МП — это обобщенные нормы, обладающие высшей юридической силой. Они отражают главное содержание МП, коренные интересы государств и международного сообщества в целом, служат системообразующими звеньями международной нормативной системы.
Основные принципы МП несут следующие функции:
— закрепляют основные права и обязанности государств;
— служат основой для создания и функционирования других норм МП/МЭП;
— охраняют комплекс общечеловеческих ценностей;
— укрепляют международный правопорядок, в том числе в МЭО;
— обеспечивают функционирование и развитие МП, единство системы МП;
— восполняют пробелы в МП/МЭП.
Принципы МПП имеют свои характерные черты:
* универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов МПП соблюдать их (принципы - фундамент международного правопорядка);
* необходимость признания всем мировым сообществом (что вытекает из общей особенности системы МПП);
* наличие принципов-идеалов или опережающий характер содержания некоторых из принципов (например, пока остающиеся не реализованными принципы мира и сотрудничества);
* взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодействующих элементов;
* авангардность регулирования при появлении новых субъектов МПП или новой сферы сотрудничества (задают “правила игры” или восполняют “пробелы” в международном праве);
* иерархичность (так, например, центральное место занимает принцип неприменения силы).
Основные принципы МПП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Необходимо при этом заметить, что принципы МПП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и юридической практикой. Так, например, первые два документа зафиксировали семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.
Принцип неприменения силы и угрозы силой. В международной жизни ввиду отсутствия надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. В таких условиях - единственных выход - установление правовых рамок применения силы. В качестве главной цели Устав ООН установил: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Устав ООН предусматривает возможность применения силы или угрозы силой только в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы мира, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII). Во- вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения до тех пор, пока СБ не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст.51). В рамках ООН неоднократно принимались документы, которые раскрывали содержание данного принципа. Особого внимания заслуживает Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. Раскрытие содержания принципа неприменения силы происходит попутно с определением сущности понятия агрессии. Согласно принятому ГА ООН в 1974 г. определению агрессии, она представляет собой применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Использование иных, кроме вооруженных средств (экономических, политических) может быть квалифицировано как применение силы, если по своему влиянию и результатам они подобны военным мерам.
В нормативное содержание принципа неприменения силы таким образом согласно определению включается запрещение:
1) вторжения или нападения ВС государства на территорию другого государства;
2) военной оккупация;
3) полной или частичной аннексии территории;
4) применения любого оружия одним государством против другого даже без вторжения;
5) актов нападения ВС одного государства на ВС другого;
6) применения ВС одного государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на ее территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением;
7) продолжения пребывания ВС на территории иностранного государства после прекращения действия соглашения о их пребывании;
8) действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии против третьего государства;
9) засылки вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы;
10) насильственные действия в отношении международных демаркационных линий, линий перемирия, блокаду портов или берегов государства, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществлять законное право на самоопределение.
В Определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения любого характера не могут служить оправданием агрессии в том числе и т.н. “превентивная оборона”). На основании этого принципа ГА ООН осудила ввод советских войск в Афганистан в 1979 г., американское вторжение в Камбоджу в 1970 г., в Гренаду и Ливию в 1983 г., в Панаму в 1989 г.
Принцип мирного разрешения споров. В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала этот принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость”. Из этого следует, что главными рамками этого принципа являются применение только мирных средств разрешения споров и сохранение при этом состояния мира в мировом сообществе. Что касается конкретных средств, то здесь за государствами остается широкий выбор.
Нормативное содержание данного принципа стало в последние годы предметом пристального внимания экспертов СБСЕ. Совещание в Валлетте (Мальта,1991 г.) рекомендовало параметры общеевропейской системы мирного урегулирования международных споров. Итоговым документом, в частности предусмотрено создание специального органа - “Механизма СБСЕ по урегулированию споров”, который может быть использован по требованию любой из сторон в споре и действует в качестве примирительного органа.
Принцип суверенного равенства. Этот принцип означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право осуществлять в пределах собственной территории законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство, вытекающее из определения par in parem non habet potestatem (равный над равным власти не имеет), в настоящее время является основой межгосударственных отношений, что нашло отражение в п.1 ст.2 Устава ООН: “Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов”. Прежде всего это означает, что все нормы международного права применяются ко всем государствам одинаково, не взирая на разные политические, экономические и их другие особенности.
Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает в себя следующие элементы:
* государства юридически равны;
* каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
* каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
* территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
* каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономически и культурные системы;
* каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя обязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различия в развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т.п.
Несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого великие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.
Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения “внутренняя компетенция государства”, как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.
Тем не менее, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает неприкрытое принуждение (военное, экономическое, политическое и др.) одного государства другого к подчинению его воли решение некоторых или всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией.
Косвенное вмешательство - это подобного рода военные, экономические и другие меры, которое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями, находящимися под их контролем.
Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства. отделения от него частей, оккупация и т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновенность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторжения, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобретение территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.
Принцип нерушимости границ. Этот принцип впервые был четко сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рассматриваться в качестве дополнительно принципа к принципу уважения территориальной целостности. Он означает:
* признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
* отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;
* отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Посягательство на государственные границы означает односторонние действия или требования, направленные на их изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности.
Принцип нерушимости границ имеет точки соприкосновения с принципом неприкосновенности государственных границ. Из последнего вытекает обязанность государства не допускать незаконного пересечения границы с другим государством, а также право контролировать движение через границу.
Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: “Создание независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение”. Первоначально этот принцип мыслился в неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине текущего столетия. Теперь же учитывается и фактор территориальной целостности. Таким образом данный принцип должен пониматься как очень тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства, что достигается только в стабильном обществе. Однако в качестве императива остаются два требования в отношении уже созданных государств:
* каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение;
* каждое государство обязано воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение территориальной целостности и единства любого государства.
Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в следующих направлениях:
1) поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека;
2) осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом;
3) содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи, так как невозможно обязать государства сотрудничать.
Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в нем заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственным способами создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия обязательств:
1) обязательства по Уставу ООН;
2) обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм МПП;
обязательства по договорам, действительным согласно эти принципам и нормам
2.В международно-правовую систему входят не только общие (основные) принципы МП, но и принципы отраслей МП. Международное экономическое право как отрасль МП имеет свои, отраслевые, принципы.
В качестве специальных (отраслевых) принципов МЭП можно, в частности, выделить:
1) принцип экономического сотрудничества;
2) экономической недискриминации;
3) свободы выбора форм организации внешнеэкономических связей;
4) неотъемлемого суверенитета государств над своими естественными ресурсами и экономической деятельностью;
5) наибольшего благоприятствования;
6) национального режима;
7) взаимной выгоды;
8) преференциального режима для развивающихся стран;
9) «принцип всеучастия», то есть участия всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах;
10) принцип международной социальной справедливости;
11) свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода;
Данный перечень специальных принципов МЭП, разумеется, не является исчерпывающим, и в него можно было бы включить и другие принципы.
Принцип экономического сотрудничестванапрямую связан с общим принципом МП — принципом сотрудничества государств и означает:
— право на свободный выбор партнеров по МЭО, форм и методов сотрудничества в МЭО, сочетание двусторонних и многосторонних форм МЭО;
— право на получение выгод от международного разделения труда (МРТ), международной торговли;
— право на участие в международном процессе принятия решений для урегулирования мировых экономических проблем;
— обязанность государств содействовать развитию МЭО и мировой экономики и соответствующим образом строить систему внутригосударственного права и внешнеэкономическую политику;
— обязанность государств участвовать в общей либерализации международной торговли, содействовать потоку коммерческих товаров и доступу к ним;
— обязанность государств учитывать законные интересы третьих стран, особенно развивающихся стран, в том числе путем принятия мер, направленных на установление стабильных, справедливых и выгодных цен на сырьевые товары;
— запрет на применение экономических и иных мер принуждения, направленных на ущемление суверенных прав или извлечение выгоды;
— право развивающихся стран (особенно наименее развитых из развивающихся стран) на содействие их экономическому развитию и на экономическую помощь (право экономического развития).
Принцип суверенитета государств над своей экономической деятельностью и природными ресурсами является конкретизацией принципа государственного суверенитета и означает:
— право свободно владеть, распоряжаться, эксплуатировать природные богатства, быть независимым в своей экономической деятельности;
— право на эффективный контроль над природными ресурсами и экономической деятельностью, включая контроль и регулирование инвестиций, деятельности ТНК;
— право определять режим использования природных ресурсов (концессии), формы и методы развития экономики, организации внешнеэкономических связей, мер либерализации своего рынка или мер протекционизма (защиты рынка);
— право на государственный контроль над экспортно-импортными, валютными и прочими внешнеэкономическими операциями;
— право на экономическое развитие своего народа, всех граждан;
— право на возмещение за использование природных ресурсов и на компенсацию ущерба, причиненного колонизаторами;
— право на объединение в организации производителей первичного сырья;
— право на национализацию иностранной частной собственности за возмещение;
— запрет на экономическое или другое принуждение с целью воспрепятствовать использованию природных ресурсов, контролю над экономикой, запрет на принуждение к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям или для ТНК.
Принцип взаимной выгоды вытекает из принципов суверенного равенства и сотрудничества государств и означает взаимное право государств на справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема.
В международных экономических отношениях происходит интенсивный обмен ресурсами. Как правило, ресурсам, с одной стороны, соответствует «возмещение» (финансовое, товарное или прочее), с другой стороны. Государства самостоятельно контролируют эквивалентность, выгодность встречного возмещения. Такая оценка основана на принципе материальной взаимности.
Принцип экономической недискриминациивытекает из принципов суверенного равенства и сотрудничества государств. Он означает:
— право государства на предоставление ему, его физическим и юридическим лицам, товарам, инвестициям иностранным партнером общих условий, которые не хуже условий, предоставляемых любому третьему государству, его лицам, товарам, инвестициям;
— обязанность государства не ухудшать для другой страны условий, общих для всех стран; не устанавливать условий, ставящих иностранное государство, его физических, юридических лиц, товары, инвестиции в худшее положение по сравнению с другими государствами и лицами, товарами, инвестициями других государств.
При этом сложился целый ряд правомерных исключений из принципа экономической недискриминации:
— не является дискриминацией развитых стран предоставление общих невзаимных преференций развивающимся странам;
— не являются дискриминацией развитых стран преимущества, которые предоставляют развивающиеся страны друг другу;
— не являются дискриминацией меры по защите внутреннего рынка и национальной экономики (ограничения, запрещения импорта, экспорта и т.п.), если они применяются ко всем государствам в одинаковом положении;
— не являются дискриминацией ответные меры (реторсии), призванные обеспечить соблюдение права государством-нарушителем;
— не являются дискриминацией третьих стран меры по предоставлению свободного доступа к морю для стран, не имеющих выхода к нему; преимущества, предоставляемые государствами в рамках приграничной торговли, а также преимущества, предоставляемые в рамках интеграционных объединений.
Принцип наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ) связан с принципами сотрудничества, экономической недискриминации и означает обязанность государства предоставить государству-партнеру, его физическим, юридическим лицам, товарам, инвестициям в согласованной сфере наиболее благоприятные (то есть наилучшие) условия, которые предоставлены любой третьей стране, ее лицам, товарам, инвестициям.
В отношении государств-партнеров, их физических, юридических лиц, товаров, инвестиций применяется термин «принцип наиболее благоприятствуемой нации». В отношении субъектов, не являющихся государствами (чаще всего в отношении международных организаций) используется термин «принцип наибольшего благоприятствования». В деловой практике эти термины используются как синонимы.
Сфера применения этого принципа определяется либо двусторонними и многосторонними международными договорами, либо международным обычаем.
Правомерными исключениями из ПНБ признаются те же исключения, что и в случае с принципом экономической недискриминации.
В современных международных экономических отношениях государства в договорном или обычно-правовом порядке используют стандарт наибольшего благоприятствования (ПНБ), согласно классификации Комиссии международного права ООН, в следующих сферах:
1) таможенные пошлины;
2) налоги и сборы;
3) правовое положение иностранных физических и юридических лиц;
4) режим транспортировки (судов, грузов, транспортных средств);
5) режим интеллектуальной собственности;
6) вопросы отправления правосудия (доступ к судам, признание и исполнение иностранных судебных и арбитражных решений);
7) отдельные элементы режима дипломатических, консульских и иных представительств и т.д.
Связь ПНБ с принципом экономической недискриминации заключается в том, что принцип экономической недискриминации — это уравнивание условий на нижнем уровне, общем для всех (он не дает ухудшать условия), а ПНБ — уравнивание на высшем уровне — в наилучших условиях (он требует Б — уравнивание на высшем уровне — в наилучших условиях (он требует улучшения условий).
Таким образом, эти принципы перекрывают возможности дискриминации и сверху, и снизу, то есть работают в определенном двуединстве. Двуединство этих принципов составляет юридическую основу международной экономической безопасности государств.
Принцип предоставления национального режима связан с принципом сотрудничества государств и означает обязанность государства обеспечить иностранным физическим, юридическим лицам, товарам, инвестициям на своей территории тех же условий в согласованной сфере, что и национальным физическим, юридическим лицам, товарам, инвестициям.
Сфера применения данного принципа определяется международными договорами, международным обычаем, внутренним правом государств (доступ в суды, помощь на море, право владения, пользования и распоряжения физическими лицами собственностью, право на получение образования, вопросы охраны промышленной собственности).
Договорная и обычно-правовая сфера применения данного принципа во многом совпадает со сферой применения ПНБ, однако она одновременно шире, поскольку, как правило, охватывает правовой статус и зоны действия юридических, физических лиц, то есть частноправовую сферу МЭО.