Понятие и значение кодификации МЭП.
Лекция № 2. «Источники международного экономического права»
Понятие и классификация договорных (конвенционных) источников МЭП.
Международный обычай как источник МЭП.
Решения международных организаций как источники МЭП.
Понятие и значение кодификации МЭП.
1. Норма международного права - это правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Таким образом, международное право существует в форме норм. Процесс совершенствования системы международного публичного права означает процесс нормотворчества, в основе которого лежит соглашение субъектов, являющееся единственным способом создания норм. Конечным результатом нормотворчества является возникновение источника международного права. Источником международного права принято считать форму выражения его нормы и соответственно - форму нормотворчества.
Все источники международного права разделяются на две основные группы: основные и вспомогательные средства создания международно-правовых норм.
В первую группу вошли международный обычай и международный договор, ко второй относятся решения международных организаций, внутригосударственное законодательство, судебные решения, доктрины ученых в области международного права.
Характеристика для МЭП, еще находящегося в стадии становления в виде особой отрасли права, является обилие рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Особенностью таких норм является то, что они не императивны. Они не только "рекомендуют", но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям (бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы.
Договоры и международные обычаи — это основная форма, в которой выражены правила поведения государств, международных организаций в их экономических отношениях. Это — универсальныеисточники международного экономического права.
Международный договор - соглашение между субъектами МПП относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей. В прошлом договору принадлежала важная роль в формировании международного права. Международные договоры разделяются на общие международные конвенции, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего мирового сообщества, т.е. нормы общего права; и специальные договоры, к которым относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров. Характерной чертой современного международного права является рост числа и роли многосторонних договоров. Только в рамках ООН их было заключено свыше 200.
Многосторонние международные договоры могут быть источниками как норм общего права (опосредованно), так и непосредственно содержать материальные нормы международного публичного права. Однако, как справедливо отмечают исследователи, даже договор, рассчитанный на всеобщее участие, обязателен лишь для его сторон, в отличие от обычая, который не требует специального активного утверждения (молчание - знак согласия). Еще в меньшей мере можно считать в качестве источников общего права двусторонние договоры. Они влияют на общее международное право лишь как разновидность практики, при этом весьма авторитетной.
Признавая необычайное многообразие международных договоров, следует их классифицировать применительно к МЭП по следующим основаниям.
Как известно, в международном экономическом праве распространено деление договоров в зависимости от содержания (цели) на договоры-законы (или «правоустанавливающие» договоры) и «договоры-сделки» (или «самоисполнимые договоры»).
К первой категории договоров относятся, например, торговые договоры, устанавливающие принципы торгово-экономических отношений; ко второй — соглашения о взаимной поставке товаров в течение согласованного срока, о строительстве объектов (трубопровод, АЭС), о поставке имущества в рамках экономической помощи и т.п. Качество источников МЭП следует признать за обеими группами договоров.
Кроме того, в зависимости от уровня сторон договора, в МЭП различают договоры: а) межгосударственные; б) межправительственные; в) межведомственные.
Независимо от уровня представляющих государства органов все эти договоры обладают равной юридической силой. Однако в рамках системы двусторонних экономических соглашений между двумя государствами-партнерами устанавливается определенная иерархия Договоров. В случае коллизии договорных норм приоритет будет за нормой договора более высокого порядка.
Межведомственные договоры заключаются не между государствами, а между исполнительными или другими органами государств и часто используются в международном экономическом праве для регулирования вопросов, связанных с проблемами политического или технического порядка.
Примером служат соглашения между министерствами финансов различных стран о неторговых платежах или соглашения между налоговыми службами о сотрудничестве и взаимопомощи (в частности, в том что касается реализации имеющихся между странами соглашений об избежании двойного налогообложения).
Договоры в международном экономическом праве в зависимости от субъектного состава классифицируются в свою очередь на двусторонние и многосторонние.
Важную роль в процессе создания договорных норм и упрощения порядка заключения договоров играют международные экономические организации (конвенции МОТ, регламенты ВОЗ и др.).
К договорным источникам МЭП относятся учредительные (уставные) соглашения международных экономических организаций, в частности Бреттон-Вудские соглашения, на основе которых были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, или Марракешское соглашение, учредившее Всемирную торговую организацию.
В зависимости от объекта регулирования международные договоры в МЭП можно классифицировать с определенной долей условности на группы договоров, регулирующие соответствующие комплексы МЭО:
— договоры по вопросам международной торговли товарами и услугами;
— договоры по вопросам международных финансовых (кредитных, валютных, налоговых и т.д.) отношений;
— договоры по вопросам движения капиталовложений (инвестиций), в том числе о промышленном и научно-техническом сотрудничестве;
— договоры по вопросам международной экономической помощи;
— договоры по вопросам международного регулирования труда.
Самое важное и существенное значение для формирования норм международного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров.
Имеются ввиду торговые договоры, которые могут именоваться также договорами о торговле и мореплавании и т.п. Основное в них – это закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Например, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды.
В торговле и в других видах экономического сотрудничества тесно связаны их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений о международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых соглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных национальных свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или неконвертируемых валютах.
Обычной практикой в клиринговых соглашениях стало предусматривание взаимозачётов поступлений и расходов во встречных торговых, экономических операциях. Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими неконвертируемую валюту. Поставки погашаются товарами и услугами или переводом сальдо в свободно конвертируемой валюте.
Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде – предоставление одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме с обязательством погашения займа.
У государства может возникнуть необходимость прибегнуть к количественным экспортным и импортным ограничениям. В этом случае используются так называемые соглашения о товарообороте, проще говоря –взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок товаров в физических или стоимостных показателях.
2.К особенностям МЭП следует отнести значительную роль в регулировании МЭО международно-правовых обычаев.
Международный обычай - сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молчаливо) юридически обязательный характер.
В современном МПП существует два вида обычных норм.
Первый, традиционный представляет собой сложившееся в практике неписаное правило, за которым признается юридическая сила. При этом практика должна быть достаточно определенной, единообразной и продолжительной, чтобы из нее можно было вывести общее правило. Правда, с развитием систем информатизации требование длительности практики теряет свое былое значение из-за возросшей интенсивности употребления становящейся обычной нормой отдельного проявления практики.
Второй, новый, вид обычной нормы представляет собой нормы, создаваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в нескольких или даже в одном акте. Данные нормы сначала формулируются либо в договорах, либо в резолюциях международных организаций и конференций, а в дальнейшем за ними признается статус норм общего международного права. Важное значение в определении практики, в становлении обычных норм принадлежит Международному Суду ООН. Акты международных организаций, являющиеся выражением согласованных позиций нескольких государств не только формируют и фиксируют, но также толкуют и проводят в жизнь обычные нормы.
Совокупность обычных норм обеих видов принято называть общим международным правом, которое является ядром всей международно-правовой системы, поскольку распространяет свое действие на всех субъектов. При формировании норм общего права в данном случае основную роль играет в настоящее время протест. Если нет протеста на возникшее правило поведения, значит государство согласно с ним и оно переходит в разряд обычной международно-правовой нормы. О возрастании роли общего международного права говорит тот факт, что Международный Суд ООН в последние годы почти во всех решениях опирается преимущественно на обычное право. Более того, он дает обычным нормам четкие юридические формулировки.
Таким образом, в условиях очевидной недостаточности универсального договорного регулирования система МЭО, тем не менее, функционирует как слаженный механизм. Недостающие средства международно-правового регулирования — это, безусловно, международные обычаи и неправовые нормы («мягкое право»).
Однако, особый статус при создании не только партикулярных норм МЭП, но и общих (универсальных) норм и принципов МЭП принадлежит наиболее заинтересованным государствам (или государствам, играющим наиболее важную роль в мировой экономике) или даже одному государству, без согласия которого определенная норма не может быть признана в качестве правовой.
Так, сегодня без согласия США вряд ли в сфере межгосударственного регулирования МЭО может быть признана универсальной хоть какая-либо норма международного обычая. И наоборот, опираясь на действия США, может возникать множество обычно-правовых норм, по крайней мере локального, регионального характера.
Конечно, многосторонние договоры, действующие в сфере МЭО, упрочивают позиции МЭП, уточняют содержание его норм, формулируют новые нормы. Однако не так уж много универсальных экономических договоров. На помощь приходит обычай. С его помощью договорные постановления обретают характер универсальных норм МЭП.
Примером взаимодействия договорных и обычно-правовых норм может служить принцип предоставления специальных прав и преимуществ государствам, не имеющим выхода к морю. Так, первоначально единичная практика исключения из-под действия принципа наибольшего благоприятствования (ПНБ) таких прав и преимуществ была всего лишь обыкновением. Позднее обыкновение стало договорно-обычной нормой, которая была зафиксирована в рекомендациях ЮНКТАД в 1964 году и вошла в международные договоры, в частности в Конвенцию о транзитной торговле стран, не имеющих выхода к морю (ст. 10), подписанную в июле 1965 года. С включением этой нормы в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года (ст. 126) данное правило становится не только универсальным, но и императивным.
Следует иметь также в виду, что решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные законы, решения национальных судов, односторонние акты и действия государств, правовые доктрины помогают установить существование обычно-правовой нормы, раскрыть содержание норм, оказывают воздействие на процесс их формирования.
3.В качестве источников МЭП следует рассматривать и решения (рекомендации, постановления) международных организаций. Только если международные договоры и обычаи — это универсальные источники, то решения (резолюции) международных организаций — это специальные источники международного экономического права.
Для международного экономического права особую роль играют такие, в частности, резолюции ГА ООН, как, например:
— Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 года;
—Декларация о принципах международного права, касающихся Дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года и др.
Указанные документы, являясь резолюциями международных организаций, содержат в себе несколько видов норм, в частности:
1. Действующие договорные и обычно-правовые принципы и нормы МП и/или отраслевые нормы МЭП; при этом конкретизируются, уточняются их содержание и взаимосвязь;
2. Новые принципы и нормы, которые в результате согласия государств, без продолжительной практики и прецедентов, становятся обычными нормами МП/МЭП (это обстоятельство и придает резолюциям международных организаций характер специального источника МП);
Политические (рекомендательные) нормы, имеющие высокую обязательную силу морально-политического характера (такие нормы зачастую становятся этапом на пути формирования договорных или обычно-правовых норм МП/МЭП, находят закрепление во внутригосударственном праве). Такого рода нормы получили название «мягкое право».
Некоторые аспекты проблематики источников МЭП. Неформальные договоренности в сфере международных экономических связей — это совместные акты государств, которые, с материальной точки зрения, выражают общую волю, но, с точки зрения формальной, не являются договорами.
Состояние международных экономических связей характеризуется быстрой изменчивостью и подвижностью. Действие государств в этой сфере, зачастую диктуемые соображениями срочности, должны отвечать тройному императиву: должны быть эффективными, быстрыми и технически грамотными.
Надо добавить, что такого рода неформальных актов в международном экономическом праве очень много. Так, например, критические колебания курса основных валют тотчас же вызывают согласованные меры государств, которые никак не могут позволить себе быть скованными международным договором или соглашением. В качестве способа согласования интересов и воль служат периодические встречи министров финансов развитых стран. На таких встречах принимаются коммюнике, содержание которых не всегда публикуется в полном виде. Коммюнике не являются международными договорами и должны исполняться только по доброй воле.
К неформальным нормам, которые играют значительную роль в МЭП, следует отнести и группу норм международной морали.
В том что касается источников МЭП, обращает на себя внимание еще одно обстоятельство — наличие унифицированных проформ договоров (своего рода проформ «типового договора»). Представляется, что такого аналога нет в других отраслях международного права.
Такого рода проформы унифицированных договоров необходимы для того, чтобы в постоянно повторяющихся сложных ситуациях направить практику государств в одно русло, подготовить ее для многостороннего регулирования.
Типовые договоры, как правило, служат основой на двусторонних переговорах по определенным вопросам. Применение унифицированных текстов международных договоров получило распространение особенно в двух областях, связанных с МЭО: во-первых, в области международного финансового (или, может быть точнее, административного) права, в которой начиная с 1929 года множатся двусторонние типовые договоры об избежании двойного налогообложения; во-вторых, в области международного инвестиционного права, в которой с начала 70-х годов XX века большое значение приобрели типовые двусторонние договоры о поощрении и защите инвестиций.
Об источниках транснационального права. И, наконец, еще один важный аспект, связанный с источниками МП/МЭП. Поскольку в международной нормативной системе формируется транснациональное право (см. выше, § 2), соответственно должны существовать и источники третьего правопорядка.
В сфере МЭО к ним можно отнести, в частности, некоторые государственные контракты (диагональные соглашения), соглашения между ТНК/ТНБ и др. Так, несколько американских и европейских нефтяных ТНК (известные как «семь сестер») подписали в свое время соглашение, которое в течение трех десятилетий регулировало в глобальном масштабе вопросы эксплуатации и поставок углеводородов. Разумеется, к источникам транснационального права относятся и соответствующие международные договоры, например, Конвенция ООН о международном лизинге 1988 года.
4. Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.
Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:
* установлением точного содержания и четкого формулирования уже изденным вопросам. Применение унифицированных текстов международных договоров получило распространение особенно в двух областях, связанных с МЭО: во-первых, в области международного финансового (или, может быть точнее, административного) права, в которой начиная с 1929 года множатся двусторонние типовые договоры об избежании двойного налогообложения; во-вторых, в области международного инвестиционного права, в которой с начала 70-х годов XX века большое значение приобрели типовые двусторонние договоры о поощрении и защите инвестиций.
Об источниках транснационального права. И, наконец, еще один важный аспект, связанный с источниками МП/МЭП. Поскольку в международной нормативной системе формируется транснациональное право (см. выше, § 2), соответственно должны существовать и источники третьего правопорядка.
В сфере МЭО к ним можно отнести, в частности, некоторые государственные контракты (диагональные соглашения), соглашения между ТНК/ТНБ и др. Так, несколько американских и европейских нефтяных ТНК (известные как «семь сестер») подписали в свое время соглашение, которое в течение трех десятилетий регулировало в глобальном масштабе вопросы эксплуатации и поставок углеводородов. Разумеется, к источникам транснационального права относятся и соответствующие международные договоры, например, Конвенция ООН о международном лизинге 1988 года.
4. Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.
Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:
* установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;
* изменением или пересмотром устаревших норм;
* разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;
* закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях), либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).
Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая создала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых ГА на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д.
Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).
Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке.