Формирование современной мировой финансовой системы под влиянием институциональных изменений ее финансовой архитектуры

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачи финансовой политики :

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

На современную финансовую политику государств оказывает влияние процесс финансовой глобализации, влияющий на мировую кризисную составляющую и на финансовую стабильность.

Глобализация стала одним из важнейших явлений в мировом пространстве, оказывающих значительное влияние на дальнейшие перспективы развития всего человечества. Этим термином (происходит от французского слова «global» — всеобщий) обозначается объективный процесс формирования, функционирования и развития принципиально новой всемирной системы отношений между странами и народами на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества. В экономике нарастающая глобализация проявляется в росте международной торговли, в увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, создании и развитии транснациональных корпораций. Экономика каждой страны становится все более транснациональной и её функционирование все больше зависит от внешних факторов. В мировом экономическом пространстве все более важную роль играют негосударственные транснациональные центры принятия стратегических экономических решений – транснациональные компании и банки, корпорации, международные инвестиционные фонды и т.п. Множество таких частных субъектов внедряются в сферу хозяйственной деятельности национальных правительств и вносят коррективы в их политику. В качестве новых факторов мирополитического процесса выступают и различные неправительственные международные организации, которые, как считается, в условиях глобализации все активнее «замещают» государства.

Хотя процессу глобализации, идущему уже более двадцати лет, посвящена огромная литература, до сих пор не сложилось ни общепризнанного всестороннего представления об этом феномене, ни его определения, которое бы принималось большинством исследователей. Это лишнее свидетельство сложности, динамичности, противоречивости глобализации. Тем не менее, если говорить о ее сути, она, в принципе, достаточно точно определена в комплексном исследовании группы авторов во главе с Дэвидом Хелдом под названием «Глобальные трансформации». По их мнению, глобализацию следует понимать как объективный нелинейный процесс «возникновения межрегиональных структур и систем взаимодействия и обмена»[1], захватывающий едва ли не все области общественной жизни, но в силу своей противоречивости и разнонаправленности не тождественный процессу формирования глобального общества или мирового сообщества.
На нынешнем этапе глобализации происходит нарастание интенсивности подключения национальных систем к широким глобальным процессам. Возрастает пространственный охват и плотность глобальных взаимосвязей, усложняется их структура.

Происходит дальнейшее сближение внутренних и внешних политических и экономических структур и процессов, а в некоторых случаях и размывание границ между ними. Все более относительными становятся границы между центром и периферией. Возрастает степень взаимосвязи и взаимозависимости стран и народов, что сказывается, в частности, на масштабах и глубине кризисов – как экономических, так и политических. Одновременно происходит «возрастание масштабов властного вмешательства»[2] и увеличение пространственной протяженности властных органов и структур. Иными словами, властное действие или бездействие в одних точках мира имеет влияние на другие точки – в том числе самые отдаленные.

В последние годы – особенно в связи с нынешним кризисом, который имеет не только финансово-экономический, но и идейно-ценностный характер, – стала очевидной несостоятельность философии той модели глобализации, в рамках которой она протекала и которая, как показал Дэвид Харви[3]  была сформирована на базе принципов неолиберализма. Но глобализационные процессы продолжаются, так как это объективные процессы, и потребность в ее новой философии, отвечающей вызовам времени, становится как никогда, все более острой.

Одним из значимых последствий глобализации является формирование качественно новых финансовых отношений, которые напрямую воздействуют на финансовую систему, финансовую политику, развитие бюджетных отношений, являющихся ядром финансовой системы.

Необходимо отметить важность институциональных перемен, вызываемых глобализацией (даже в большей степени, чем приток иностранных инвестиций.

В рамках настоящего исследования объектом детального рассмотрения выступает структура мировой финансовой системы. При этом анализ целого ряда научных исследований как ведущих зарубежных, так и отечественных ученых позволил сделать вывод об отсутствии единого понимания содержания термина «финансовая система».

В зарубежной теории зачастую приводятся упрощенные подходы к содержанию термина «финансовая система»[4]. В отечественной теории финансов содержание «финансовой системы трактуется с точки зрения, во-первых, совокупности финансовых отношений, во-вторых, совокупности финансовых институтов. Это позволило сформировать современный взгляд на сущность финансовой системы как «…совокупности разных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств»[5], при этом «сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему»[6].

Начиная с последней трети прошлого столетия финансовые рынки прежде всего развитых стран стали функционировать не как локальные структуры, а как совокупности, объединенные общими условиями, связями и закономерностями развития, что позволяет говорить о формированиимеждународной финансовой системы[7]. Мировая финансовая система — это единый комплекс управления финансовыми отношениями на глобальном (наднациональном), региональном и национальном уровнях.

Таким образом, элементами мировой финансовой системы будут выступать:

- национальные финансовые системы;

- региональные финансовые системы, образованные в результате финансовой интеграции национальных финансовых систем;

- международная финансовая система как совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе межстранового перемещения фондов финансовых ресурсов и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Такое определение видится с точки зрения функционально-управленческого подхода.

Джомэин Р.Д. предлагает следующее понимание международной финансовой системы — «множества правил и процедур, посредством которых осуществляются международные финансовые трансакции».[8] Далее он поясняет, что под финансовой системой он понимает «совокупность всех правил и процедур, через которые финансовые трансакции соединяют одну экономику с другой». Такое определение видится нам наиболее точным с позиции институционального подхода[9].Элементы структуры мировой финансовой системы с точки зрения функционально-управленческого подхода и институционального подхода систематизированы нами в таблице 1.1.

Таблица 1.1 –Систематизация элементов структуры мировой финансовой системы и новые элементы финансовой политики[10]

Функционально-управленческий подход Институциональный подход
Институты регулирования Объекты регулирования
Международная финансовая система - международные нормы права и соглашения; - рекомендации (стандарты, кодексы и т.п.), разработанные международными финансово-кредитными организациями. - международные финансово-кредитные институты; - ТНК, ТНБ; - международные финансовые рынки и т.д.  
Интеграционные объединения национальных финансовых систем - межправительственные соглашения; - правила, стандарты и кодексы поведения, принятые в рамках регионального финансового объединения. - региональные финансово-кредитные институты; - финансовые рынки и т.д.  
Национальные финансовые системы - национальные нормы права; - институты саморегулирования. - региональные финансово-кредитные институты; финансовые рынки и т.д.

 

Согласно определению, данному Д. Нортом, «Институты — это «правила игры» в обществе или, более формально, созданные человеком ограничения, которые формируют взаимодействие между людьми»[11]. Следуя новой институциональной экономической теории, мы определяем институты как правила поведения, т.е. как регулятивные принципы, которые предписывают или, наоборот, запрещают те или иные способы действия. Эти правила одновременно ограничивают и стимулируют действия хозяйственных агентов, позволяют им совершать осознанный выбор и предсказывать действия окружающих[12]. При этом возникновение новых институтов происходит в уже сложившейся институциональной среде в результате различных действий групп или объединений людей.

С институциональной точки зрения прямой экономический рост в результате трансграничного движения капитала не столь важен как то, что эти финансовые потоки генерируют возникновение и функционирование потенциальных косвенных каналов, диффузий технологий, человеческого капитала, конвергенции стандартов деятельности и т.д.

Необходимо также учитывать, что существуют разные уровни и типы институтов: институты, регулирующие формирование институциональной организации общества, — это не те же институты, которые прямо регулируют экономическое и социальное поведение. Кроме того, наряду с регулятивными институтами существуют конститутивные и инструментальные институты, формирующие пространства, в которых осуществляются различные типы поведения. Примером первых является институт собственности, а примером вторых — финансовые институты, предоставляющие инструменты для аккумулирования и движения капиталов[13].

Исследование институциональных особенностей развития современной мировой финансовой системы позволяет выявить взаимосвязь институционального развития и экономического роста, понять логику, основной тренд, принципы и базовые элементы экономического развития.

Вопросы о влиянии институционального устройства современного общества на экономический рост в настоящий момент выступают предметом интенсивных исследований. В своих работах Асемглу, Джонсон и Робинсон (D. Acemoglu, S. Jonson, J. Robinson)[14] утверждают, что фундаментальной причиной различного уровня эффективности функционирования национальных экономик выступает качество функционирующих в них институтов. Действительно, различия в уровне финансового развития стран, в силу которых одни оказываются донорами, а другие – реципиентами финансовой глобализации, зависят во многом от сложившихся в них институтов. Исходя из этого, в настоящем исследовании институциональный подход будет использоваться как масштабный теоретический фундамент для изучения широкого круга эмпирических проблем, связанных с трансформационными процессами, происходящими в мировой финансовой системе под воздействием процесса финансовой глобализации.

Институциональная структура той или иной системы определяется, во-первых, тем, насколько она отвечает поставленным перед ней целям; во-вторых, насколько эффективно происходит нивелирование конфликтов в данной системе; в-третьих, ограничениями в действиях отдельных индивидов и их объединений. «Изменение институтов в системе, взаимосвязей между ними означает трансформацию упорядоченности в данной системе. Базисным каркасом институциональной системы экономики выступает институциональная матрица, включающая в различной мере институты рыночной и нерыночной подсистемы»[15].

В условиях глобализации система регулирования международных финансово-кредитных отношений трансформируется. Усиление взаимозависимости национальных экономик, интенсификация международных финансово-кредитных отношений, транснационализация деятельности финансовых институтов привели к необходимости возложить на международные финансовые организации многие функции, традиционно принадлежавшие национальным государствам (в т.ч. вопросы экономического и социального развития беднейших стран мира, политическая активность индивидов и компаний и т.д.).

Как утверждает профессор Ю.В. Шишков, «мировая финансовая система стала практически независимой от государственного контроля и регулирования… национальные государства со своими регуляторами оказались как бы островами в глобальном финансовом океане»[16]. Процессы интеграции финансовых систем также повышают значение и создают предпосылки для формирования институтов межгосударственного регулирования финансовых отношений в рамках интеграционных групп. В результате и межгосударственное, и наднациональное регулирование объективно начинает превращаться из вторичного по отношению к регулированию финансовых систем к первичному.

При этом вышесказанное не означает снижение роли государства в данном процессе. Перед национальным уровнем регулирования стоит задача решения вопросов вовлечения национальных экономик в процесс финансовой глобализации, адаптации финансовых систем к негативным ее воздействиям, нейтрализации их и снижения рисков развития кризисных явлений, а также позиционирования на мировой финансовой арене. Решение таких задач актуализирует необходимость существенной перестройки и модернизации системы национального регулирования финансовых отношений. Таким образом, можно говорить о трансформации и национального уровня регулирования финансовых отношений.

Трансформируются и сами формы регулирования. В нашем исследовании мы оперируем двумя формами регулирования, реализующимися на различных уровнях регулирования финансовой системы: государственное и саморегулирование. Особенности противостояния современным глобальным финансовым кризисам подтверждают необходимость обновления задач и функций государственного регулирования: «даже там, где в прошлом государство хорошо справлялось со своими задачами, многих беспокоит, что оно не сможет адаптироваться к требованиям мировой экономики, находящейся в процессе глобализации»[17]. Возрастает значение государственного регулирования в обеспечении долговременных условий конкурентоспособности национальных финансовых систем в условиях региональной интеграции и формирования новых финансовых центров.

Глобализация финансов в условиях межгосударственной конвергенции систем финансового регулирования определила необходимость гармонизации функций государственного и саморегулирования. Хотя рыночные силы и саморегулирующиеся институты, в т.ч. институты наднационального регулирования, могут способствовать гармонизации регулирующих функций[18], при интеграции регулирующих институтов нельзя полагаться исключительно на их действие. Сбои в работе саморегулирующихся институтов могут породить негативные системные экстерналии, в частности перераспределяя потоки капиталов в направлении менее регулируемых систем и институтов или создавая такие формы конкуренции, которые могут подорвать финансовую стабильность[19].

В условиях активизации глобализационных процессов повышается актуальность исследования именно институциональной матрицы мировой финансовой системы – финансовой архитектуры, определяющей функциональные взаимосвязи и формирующей структуру ее элементов[20].

Впервые термин «финансовая архитектура» был озвучен в выступлении президента США Б. Клинтона в Нью-Йоркском совете по внешним связям (New York’s Council on Foreign Relations) в сентябре 1998 г. Он назвал финансовые кризисы 90-х гг. «крупнейшими финансовыми вызовами, с которыми мир столкнулся за последние полвека» и призвал страны «семерки» «адаптировать международную финансовую архитектуру к XXI столетию»[21]. Практически в это же время сценарий реформирования мирового валютного порядка был изложен Г. Брауном, министром финансов Великобритании, в статьях «Новая глобальная финансовая архитектура» (октябрь, 1998) и «Строительство прочной мировой финансовой системы» (апрель, 1999), а также в его речи в Школе управления им. Кеннеди Гарвардского университета 15 декабря 1998 г.[22]

В то время как термин «финансовая архитектура» в последнее время достаточно активно используется, нет согласия относительно того, что под ним подразумевается, каково его экономическое содержание. Основные подходы к определению содержания термина «мировая финансовая архитектура» приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 –Основные подходы к определению содержания термина «мировая финансовая архитектура» с новыми аспектами финансовой политики

Исследователь Понимание термина «мировая финансовая архитектура»
Г. Браун Новая финансовая архитектура, предлагаемая нами, — это кодексы поведения, новый глобальный регулятор и международный меморандум понимания, четко определяющий ответственность за предупреждение и урегулирование кризисов… Речь не идет о новых институтах, а о том, как во взаимозависимом мире мы ведем себя, соблюдаем дисциплину и достигаем решений более координируемым образом. Ключевым вызовом, который стоит перед нами…, является определение новых правил игры, которые посредством повышения кредитоспособности и доверия инвесторов, способствуют стабильности и процветанию»[23].
А.А. Моисеев Зачастую под финансовой архитектурой понимаются сами финансовые институты и методы, связанные с регулированием и предотвращением долговых кризисов, прежде всего (но не исключительно) в развивающихся экономических системах[24].
Дж. Сорос В своей работе «Новая глобальная финансовая архитектура»[25] Дж. Сорос утверждает, что, «говоря о международной финансовой архитектуре, мы в первую очередь имеем в виду роль международных финансовых институтов, особенно МВФ».
Материалы Всемирного Банка «….в ответ на главные финансовые кризисы 1990-ых международное сообщество предприняло ряд инициатив, направленных на предотвращение и управление кризисами». Эта структура упоминается как международная финансовая архитектура[26].
Документы и материалы МВФ В своем отчете Департамент внешних отношений МВФ (IMF External Relations Department) отмечает, что «финансовые кризисы последних лет выдвинули на первый план негативные последствия глобализационных процессов. Международное сообщество было вынуждено мобилизовать усилия именно в направлении усиления«архитектуры мировой финансовой системы». Архитектура — это институты, рынки и методы, с помощью которых правительства, фирмы и люди осуществляют экономические и финансовые действия»[27].
Вовченко Н.Г. «финансовая архитектура — это институциональная структура мировой финансовой системы, рассматриваемая в динамическом процессе. Это как совокупность экономических отношений, на основе которых определяются принципы построений мировой финансовой системы и национальных финансовых систем, так и сами финансовые институты, из которых складываются национальные и мировые финансовые системы»[28].
Ефременко И.Н. «мировая финансовая архитектура - это институциональная матрица финансовой системы, определяющая функциональные взаимосвязи и формирующая структуру элементов ее институциональной структуры»[29]

Источник: разработано автором

В течение 50 лет, утверждал Г. Браун, вся политика регулирования, надзора и управления кризисами формировалась без учета принципов глобализации, а с ориентацией на независимые национальные экономики с отдельными национальными режимами капиталов и ограниченным и медленным движением капитала. «Теперь мы, — считает Г. Браун, — вступили в эру взаимозависимых и подвижных рынков капитала. Отдельные экономики уже не могут быть в стороне от массивных стремительных и иногда дестабилизирующих глобальных финансовых потоков. Естественно, мы должны дать ответ этому новому вызову, нам нужна новая финансовая архитектура и реформа как на национальном, так и на глобальном уровнях…

На наш взгляд, мировая финансовая архитектура — это институциональная структура мировой финансовой системы, определяющая функциональные взаимосвязи и состав элементов. Мировая финансовая архитектура постоянно обновляема и способна радикально изменяться как во времени, так и в пространстве.

Такое понимание сущности мировой финансовой архитектуры позволило выделить выполняемые ею функции[30] и определить цели и инструменты их достижения в условиях глобализации мировой экономики (таблица 1.3).

Таблица 1.3. – Функции институционального развития мировой финансовой системы, финансовой политики и инструменты их реализации в условиях глобализации мировой экономики

 

Функции Инструменты реализации
формирования механизма защиты институциональных изменений - Адаптация стандартов и кодексов функционирования международных экономических институтов в условиях глобализации; - Комплексная межгосударственная разработка мер обеспечения прозрачности потоков капиталов; - Переход от неформатного статуса норм к формальному, т.е. обязательному в рамках действующих правовых систем, статусу в глобальном масштабе; - Реализация принципа репутационной дисциплины.
развитие институтов и взаимосвязей между ними, повышающих уровень стабильности мировой финансовой системы на всех ее уровнях - Создание формальных и неформальных институтов регулирования и контроля прозрачности финансовых потоков; - Снижение рисков недобросовестного поведения (moral hazard); - Создание норм, направленных на снижение информационной асимметрии в финансовой сфере; - Согласование норм и правил различного уровня действия.
вовлечения наибольшего количества участников в процесс принятия решений в отношении развития мировой финансовой системы - Разработка международных мер гарантии исполнения финансовых обязательств; - Введение принципа раскрытия информации как исключительного, т.е. достаточного при несоблюдении для аннулирования сделки; - Решение проблемы контроля над агентами экономических отношений, удаленными друг от друга и от места сделки; - Создание системы контроля соблюдения норм гарантии исполнения обязательств на глобальном уровне.

Источник: составлено автором

На основе проведенной автором систематизации функций мировой финансовой архитектуры, в работе выделены уровни в ее составе:

- национальный: масштаб действия охватывает функционирование национальных финансовых систем с целью установления наиболее благоприятного сочетания между степенью стабильности национальной денежной единицы, уровнем либерализации внутреннего финансового сектора и эффективностью выполнения функций органов финансового регулирования;

- региональный: охватывает деятельность региональных объединений государств по преодолению противоречий движения капитала и сохранению относительной автономии страны в условиях активизации процессов региональной интеграции;

- глобальный (международный): по масштабу действия представляет механизм управления международной финансовой системой как единым целым, не ограничивая суверенитет государств, через систему международных экономических организаций[31].

Эффективность функционирования мировой финансовой системы в решающей степени зависит от того, насколько сбалансированы и гармонично взаимосвязаны элементы ее мировой финансовой архитектуры. Преодолевая деформации финансовой архитектуры, можно добиваться повышения общей результативности функционирования мировой финансовой системы.

В связи с этим актуальное значение приобретает проблема поддержания динамического равновесия в развитии МФА как целостного единства ее структурных элементов и функций. Снизить вероятность ошибочных решений можно лишь в случае использования определенных, четко сформулированных принципов развития МФА на международном и национальном уровне, которые могли бы служить долговременными ориентирами ее совершенствования.