И ее место в литературном процессе

В к.80-х – н.90-х гг. практически одномоментно, в течение всего лишь нескольких лет, читатель получил огромное количество значительных произведений, созданных на всем протяжении ХХ века и ранее недоступных массовому читатею.

многое, созданное в самом начале столетия (мало доступные произведения некоторых поэтов и писателей «Серебряного века», особенно составивших послереволюционную эмигрантскую волну): Набокова, Алданова, Шмелева, Газданова, Осоргина, Мережковского, Ходасевича и др.;

Ø произведения, написанные еще в 20-е годы («Несвоевременные мысли» М.Горького, «Окаянные дни» И.Бунина, «Щепка» В.Зазубрина, «Мы» Е.Замятина, «Собачье сердце» М.Булгакова, «Чевенгур» и «Котлован» А.Платонова и др.);

Ø из 30-х годов пришли «Ювенильное море» и «Счастливая Москва» того же Платонова, «Реквием» А.Ахматовой;

Ø из 40-х – «Это мы, Господи!» К.Воробьева, «Сказка о правде» М.Исаковского; произведения писателей 2-й (послевоенной) волны эмиграции, в частности, «Мнимые величины» Н.Нарокова;

Ø из 50-х – «Доктор Живаго» Б.Пастернака»; «Лолита» и «Другие берега» В.Набокова;

Ø из 60-х – «Дети Арбата» А.Рыбакова, «Новое назначение» А.Бека, «Жизнь и судьба» В.Гроссмана, «В круге первом», «Раковый корпус» и «Архипелаг Гулаг» А. Солженицына, многие из «Колымских рассказов» В.Шаламова и еще немало другого;

Ø из 70-х – «Факультет ненужных вещей» Ю.Домбровского, «Зияющие высоты» А.Зиновьева, «Красное колесо» Солженицына;

Ø одновременно читатель знакомился с литературой русской эмиграции, в том числе и с созданными за рубежом произведениями писателей третьей эмигрантской волны, многие из которых были знакомы ему еще по их литературным дебютам в 60-е годы (Аксенов, Гладилин, Кузнецов, Владимов, Коржавин, Войнович, Максимов, Синявский, Бродский, Галич), а также и незнакомые прежде Довлатов, Алешковский, Лимонов и некоторые другие.

Массовый читатель воспринимал все это в основном как факты современнойлитературы (по времени публикации и первого знакомства с ними).

Но в действительности эти произведения отразили уровень сознания своей эпохи.

Таким образом, «возвращенная литература» в исследовательском плане должна иметь двоякуюориентацию в литературном времени и литературном пространстве. Например, роман Е. Замятина «Мы» - это факт и литературы 20-х гг, когда он был создан, и литературы 80-х гг, когда был опубликован в нашей стране.