Естественнонаучные взгляды Возрождения, натурфилософия

Итальянские гуманисты XIV-XV вв. сравнительно мало интересовались естественными науками. Но развитие производства, усложнение практической деятельности выявляли необходимость все более глубокого изучения природы, выявления закономерностей происходящих в ней процессов. Одной из особенностей ренессанской науки является то, что она возникает в тесной связи с искусством. Причем это единство иногда проявляется в деятельности одного человека. Примером этого служит творчество гениального художника, инженера, ученого-естествоиспытателя, философа - Леонардо да Винчи (1452-1519). Получив образование в художественных мастерских, он быстро становится первоклассным мастером живописи. Его картины «Джоконда», «Тайная вечеря» и другие представляют главные шедевры ренессанского времени. Сфера его инженерных интересов необозрима. Им впервые высказаны идеи ткацкого станка, парашюта, вертолета, подводной лодки, гидротехнических шлюзов и другие. Являясь непримиримым противником схоластической учености, основу научной деятельности видел в практике, разрабатывал методику целенаправленного опыта - эксперимента. Глубоко осмыслил значение и роль науки в познании («Наука - полководец, а практика - солдаты»). По праву вошел в историю науки как пионер современного естествознания.

Важнейшим научным открытием рассматриваемого периода является гелиоцентричес-кая система Николая Коперника (1473-1543), заложившая основы научной астрономии. «Коперниканский переворот» подорвал многовековое господство Аристотелевско-птоломеевской космологии, утверждавшей центральное место Земли и ее неподвижность, повлек далеко идущие выводы о несостоятельности религиозных представлений, способствовал формированию научного мировоззрения, оказал решающее воздействие на дальнейшее развитие естествознания.

Идеи Н.Коперника получили свое всестороннее развитие в натурфилософии великого итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548-1600), воплотившего в своем творчестве наиболее полно и глубоко такие важные черты гуманистической философии как пантеизм, диалектичность, острое чувство гармонии природы, ее бесконечности. Радикальный пантеизм мыслителя, т.е. абсолютное отождествление бога и природы, что отрицало постулат вероучения о сотворенности мира - причина его непримиримого конфликта с церковью, сыгравшего трагическую роль в его судьбе. Основополагающим в его учении является понятие Единого, являющегося и причиной бытия, и самим бытием вещей. Бог как бы «переселяется» в природу, которая воспринимает такие его качества, как бесконечность в пространстве и времени, творческий характер и другие. Исходя из неразрывности бога и природы, придавал последней активную роль, утверждал, что материя «творит все из своего лона». Ноланец придавал физическую однородность всем бесконечным мира, придерживался гилозоизма (всеобщая одушевленность природы), объясняя тем самым причину движения космических тел: закон всемирного тяготения еще не был открыт. Активно использует положения диалектики Н.Кузанского, освобождает ее от теологического содержания и формулирует как учение о природе. Так, например, Дж.Бруно отказывается от признания абсолютного центра Вселенной: бесконечность Единого исключает саму возможность подобного центра. Тем самым снимаются различные теолого-схоластические ограничения бесконечности Вселенной, окружающего мира. Натуралистический пантеизм Дж.Бруно сыграл важную роль и нашел продолжение в европейском свободомыслии XVIII-XIX вв..

Галилео Галилей (1564-1642) - великий ученый-естествоиспытатель - завершает развитие науки периода Ренессанса и открывает страницу европейского экспериментально-математического естествознания. Противник схоластической учености Галилей, основал механистическое истолкование мира, придерживался взглядов деизма. В результате сформулированных им доказательств гелиоцентричес-кая система Н.Коперника и Дж.Бруно превращается из гипотезы в доказательную теорию. Пересмотрев прежние физические взгляды, которые находились под сильным влиянием схоластики, ученый создает динамику — учение о движении тел. Открытие законов механики, а также законов движения планет вокруг Солнца (И.Кеплер), познание которых было основано на математических методах приводит к окончатель-ному отказу от элементов антропоморфизма. Понятие закона природы приобретает строго научное содержание. Галилей сформулировал свои основные идеи в «Диалоге о двух главнейших системах мира - птоломеевой и коперниковой». Инквизиция под угрозой сожжения принудила ученого формально отречься от своих «заблуждений», но ничто не могло остановить поступательное развитие науки.

Литература

1. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2007. – 645с.

2. Реале Дж., Антисери Д.Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. – СПб, 1999 . – 283с.

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2006.

4. Кузанский Н. Соч. в 2-х т./ Общ. ред. З.А.Тасуризиной. М.: Мысль, 1979.

5. Данте А. Божественная комедия. М.: Художественная литература, 2007.

6. Утопический роман XV-XVII вв. М.: Художественная литература, 1971.

7. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990.

8. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1970. Т.2.