Методы сбора информации.
1. Приборные психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются с помощью приборной регистрации (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.). Эти методики применяются для диагностики функционального состояния. Пример: КГР, КСЧМ, Полиграф.
2. Аппаратурные поведенческие методики. Примером являются хронометрические методики, позволяющие регистрировать скоростные параметры тестируемых реакций и ответов. Диагностируемые параметры считываются с приборной шкалы соответствующего прибора. С помощью аппаратурных методик диагностируют элементарные психические функции (например, чувство равновесия или психомоторную координацию) и свойства нервной системы. Пример: готовность к экстренному действию, реакция на движущийся объект. Существуют аппараты для диагностики психологической совместимости и срабатываемости («гомеостат Федора Горбова»: гомеостат-дуэт, гомеостат-квартет). 3. Объективные тесты с выбором ответа. Под эту категорию попадают большинство тестов на интеллект и др. Состоят из заданий и результаты обрабатываются по ключу, заданному в форме объективного социокультурного норматива, т.е. имеются объективно «правильные» и «неправильные» ответы. 4. Опросники. Стандартизированный самоотчет испытуемого о самом себе на основе задаваемых вопросов. Состоят из вопросов или утверждений, также есть заданные варианты ответа. Нет «правильных» ответов – все ответы правильные. 5. Методики субъективного шкалирования. В отличие от методов экспертной оценки в этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель методики. Испытуемый оценивает внешние объекты, других людей или понятия, а выводы делаются о нем самом. Пример: Семантический дифференциал и методики на его основе (САН, ЛД) Разновидности: тесты сочетающие субъективное шкалирование с проективными методиками – Люшер, Сонди, ТЮФ. 6. Проективные методики. Это методики со свободным ответом, в которых инструкция и тестовые стимулы неопределенны и допускают выбор ответа в очень широких пределах. Направление этого выбора определяется структурой субъективного опыта, установками и мотивами испытуемого. Это позволяет использовать проективные методики для диагностики личности, установок, мотивов и личностных особенностей. 7. Стандартизированное аналитическое наблюдение. В отличие от свободного исследовательского наблюдения в стандартизированном наблюдении исполнитель следует строгой методике: он знает какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку скрытых диагностических переменных. Пример: Карта Стотта. 8. Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Когда нет возможности организовать продолжительное наблюдение с привлечением независимых наблюдателей, не включенных в группу, то к вынесению суждений об объектах наблюдения можно привлечь самих участников. Например: ГОЛ. Мера выраженности оцениваемого свойства здесь обеспечивается не частотой появления определенного факта в материале наблюдения (определенного поступка), а градацией субъективной оценки по определенной рейтинг-шкале (7,5,3 балла). 9. Психологическая беседа. Может быть диагностичной, но очень субъективна. Все зависит от квалификации психолога-диагноста. Разновидность: интервью, анкетирование. 10. Ролевая игра. Также комплексный коррекционно-диагностический метод. 11. Диагностический обучающий эксперимент. Применяется в возрастной психологии для определения диапазона отклонения от нормы и перспективы компенсации этого отклонения, в т.ч. выявляет «зону ближайшего развития». Это диалоговая техника, требующая высокопрофессионального уровня рефлексии от экспериментатора. Пример: Методика Ивановой. 12. Социометрический метод. Заключается в выборе партнеров для совместной деятельности или общения. 13. Техника репертуарных решеток. Реконструкция системы представлений человека о мире, о других людях, о самом себе. 14. Особые методы. Визуальная психодиагностика – психодиагностика невербального поведения. Диагностика личностных качеств и эмоциональных состояний по речи. Анализ результатов деятельности. Диагностика личности по почерку (графология).Методы обработки данных. Статистический метод – метод прикладной математической статистики, используемый в основном для обработки экспериментальных данных. Основная цель применения – повышение обоснованности выводов в исследованиях за счет использования логики вероятностной и моделей вероятностных.
Можно выделить такие направления использования методов статистических в психологии:
1. Статистика описательная;
2. Теория статистического вывода;
3. Теория планирования экспериментов.
Контент-анализ - это метод сбора данных и анализа содержания текста. Слово "контент" (содержание) имеет отношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам или же иным сообщениям, которые могут быть объектом коммуникации. Слово "текст" означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство коммуникации. Это пространство может включать в себя книги, газетные или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки или произведения искусства.
Контент-анализ (анализ содержания). Эта техника применяется при наличии однозначно зафиксированного материала наблюдения. Подсчитывается частота появления определенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Первоначально метод был разработан для социально-психологического анализа газетных текстов, но затем его принципы распространились на любые продукты деятельности (сочинения, аудио- и видеозаписи).
Качественный контент-анализ не слишком высоко оценивается позитивистски ориентированными исследователями. Ему отдают предпочтение исследователи, придерживающиеся феминистских, а также критических или интерпретативных подходов. Сторонники количественного подхода также иногда включают качественный контент-анализ в свой методологический арсенал с целью усилить надежность количественных исследований в исследовании содержания текста.
Контент-анализ относится к неопросным методам, поскольку процесс размещения слов, символов и т.д. в тексте, обеспечивающий коммуникацию с читателем или получателем информации, не зависит от влияния со стороны исследователя, анализирующего содержание текста. Контент-анализ позволяет исследователю выявлять содержание (то есть, сообщения, значения, символы) в источнике коммуникации (например, книгах, статьях, кинофильме). Он позволяет поэкспериментировать с содержанием и рассмотреть его с использованием методов, отличных от обычного прочтения книги или просмотра телевизионной программы. С помощью контент-анализа исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его с помощью количественной методики (например, диаграмм, таблиц). Кроме того, он может использовать его, чтобы выявить те аспекты содержания текста, которые трудно обнаружить на поверхности.
Методы предъявления результатов исследования. Могут быть использованы, например, такие методы предъявления оценочной информации: