Юснатурализм

Согласно юс-му право – это естественное право. Несмотря на то, что существует несколько естественноправовых концепций, можно сформулировать их общие черты, по сравнению с позитивистскими концепциями:

1) различение естественного права и позитивного права, т.е. различие права и закона. Право – объективно, естественно, а позитивное право – искусственно, субъективно.

2) Естественное право трактуется как предданное (богом, разумом, природой вещей, природой человека…), предпозитивное (надпозитивное) Причем естественное изначально является правильным, нравственным. А искусственное трактуется как отклонение от естественного в силу присущих людям ошибок, произвола, оно подлежит исправлению.

3) Естественное право ценностно в целом, оно не сводится к определенным ценностям (справедливости, равенству..), хотя ни одна из этих ценностей не отрицается.

Определение: естественное право – это право, извне предданое человеку и приоритетное по отношению к человеческим установлениям. ИЛИ естественное право – это правовая форма выражения первичности и приоритета естественного над искусственным в человеческих отношениях.

Исторически противопоставление идеализируемого «естественного» произвольному «искусственному» продиктовано потребностями выживания социализируемого человека (своеобразные «сдержки и противовесы» природы против культуры). Эти представления в различных модификациях сопровождались всю историю человечества. Они заметно актуализировалсь в 20 в, когда вновь все естественное оказалось под угрозой со стороны «искусственного» (тоталитаризм, ядерная и экологическая катастрофы…). Была выдвинута концепция «естественного права с меняющимся содержанием» (неокантианец Р. Штаммлер): суть – вечно и незменное актуализируется в изменчивом мире. Большое значение имел вклад др неокантианца Г. Радбруха – призывы к восстановлению «идеи права» и концепции «надзаконного права» ( его работа - «Законное неправо и надзаконное право»). Он говорил о готовности юристов к слепому послушанию в отношении законодательно оформленных установлений власти. Такому подходу Радбрух противопоставлял справедливость как элемент идеи права и сущности понятия права. Причем Радбрух говорит о формальной справедливости, смысл которого раскрывается через принцип равенства. «Позитивное право, которое расходится со справедливостью, не является действительным правом. Если законы сознательно отрицают волю к справедливости, например отказываются от прав человека, то такие законы не имеют действия, народ не обязан к послушанию им и юристам тоже надо найти мужество отрицать их правовой характер». Для обновления права необходимо вернуться к идее надзаконного права. Юридическая нука должна вновь вспомнить о тысячелетней мудрости античности, христианского средневековья и эпохи Просвещенья, о что есть более высокое право – естественное право, божественное право, разумное право, короче говоря надзаконное право.

В аксиологической плоскости естественное право толкуется как воплощение объективных ценностей «настоящего» права, должный образец, критерий для оценки позитивного права и правоустанавливающей власти. Естественное право понимается как уже по своей природе нравственное (религиозное, моральное…) явление и наделяется абсолютной ценностью.Таким образом в понятие естественного права включаются различные моральные (религиозные, нравственные) характеристики. В результате такого смешения права и морали (религии…) естественное право предстает как симбиоз различных социальных норм, как ценностно-нравственно-правовой комплекс.

Достижения естественноправового подхода: разработка идей свободы и равенства людей, естественноправовой справедливости, прирожденных и неотчуждаемых прав человека, господства права, правового ограничения власти, правового государства…

Недостатки: смешение права и морали, формального и фактического, абсолютизация относительного нравственных ценностей, которым должно соответствовать государство и право.

морально-нравственное учение (у Канта, Гегеля, Соловьева… У Канта – моральное учение о праве: моральная ценность позитивного права и государства;У Гегеля – нравственная трактовка. Мораль у него – это особенное право, а позитивное право – это нравственное явление.

Для юснатурализма характерно представление о двух одновременно и параллельно действующих и конкурирующих между собой системах права – подлинного истинного, естественного и не подлинного, неистинного, официального.

Марченко Проблемы ТГП:

Основные стадии становления естественного права

  1. Др. Греция и Др Рим: Софисты – право – это результат соглашения людей, искусственное изобретение человеческого ума. Люди вынуждены были в интересах безопасности объединиться и установить правила, которые защищали слабых и устраняли беспредел

Сократ, Платон, Аристотель: не все законы и не все право являются искусственным изобретением людей. Наряду с законами, порожденными людьми существуют вечные, неписанные законы, вложенные в сердца божественным разумом, составляющие естественное право. Аристотель делил право на естественное и условное (волеустановленное). Естественное право не зависит от признания или непризнания.

Роль естественного права рассматривалась по разному. Одни – рассматривали естественное право как неотъемлемую часть всего права. Другие – воспринимали его как основу положительное права, в этом случае считалось, что естественное право вступает в силу тогда, когда молчит положительное право, установленное людьми.

Среди римских юристов было распространено мнение, что в римском праве наряду с положительным правом (jus civile (регул-ло отношения между римскими гражданами) и jus gentum (реугл-ло имущ отношения между римскими гражданами и перегринами), существует также jus naturale – естественное право. Также как и у др греков, положительное право относиловь к области подвижного, а естественное – к области неподвижного, вечногоправа, порождаемого природой и коренящегося в отношениях между людьми. В отличие от др греков, др римляне обращали внимание, что положительное право в ряде случаев вступает в противоречие с етественным правом. Например, естественное право исходит из свободы и равенства всех людей, среди них нет классового различия, не может быть рабов и господ (Аристотель наоборот объяснял рабство через природу), а положительное право как раз базируется на таких различиях.

  1. Средние века: Сохраняя свои постулаты (вечность и неизменность природы человека), естественное право в значительной степени ассоциировалось не с природным, а с божественным происхождением. Средневековые схоласты утверждали, что естественное право – это вечные естественные законы, которые вложены Богом в сердца людей и составляют природу разума. Т.О. естественное право соотносилось с божественным правом, а место природы занимал Бог. Естественное право признавалось действующим, обязательным и стоящим выше других. Споры возникали лишь по поводу того, как соотноситься естественное право с божественным.
  2. Просвещение: Наибольшего расцвета теория естественного права достигла в 17 и 18 веках, когда она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Мыслители: Гуго Гроций, Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Ж.Ж. Руссо, Радищев и др. Благодаря их усилиям сложилась школа естественного права. Естественное право рассматривается как гипотеза того, каким должно быть право в естественном состоянии до перехода в государственное состояние. Естественное право – то политический и юридический идеал, образец, которому должно следовать и которое должно заменить несовершенное право. Учение о естественном праве послужило «лозунгом фр революции». Особенно ярко проявляется неприятие действительности в учении Руссо, который говорит, о том, что все люди рождаются свободными и равными, однако повсюду мы наблюдаем контраст богатства и нищеты, и борьбу различных слоев. Просветители отрицали божественное происхождение права и государства. Вместо божьей воли на первое место выступает воля людей, народа, нации, отдельного человека.
  3. нач 19 века: кризис. Школу естественно права теснит историческая школа права. Но самый сильный удар был нанесен научным духом 19 века.
  4. конец 19 века по сегодняшний день – период возрождения естественного права. Сейчас не отрицаются прежние воззрения – упование на природу и разум человека, нахождение идеального критерия, упование не веру вместо доказательств реального существования норм. Отличительная особ-ть – не признается вечное и неизменное для всех естественное право. Существует естественно право, но с исторически меняющимся содержанием. Существует множество направлений: 1) неотомизм – естественное право выводится из божественного порядка бытия; 2) феноменология – естественное право выводится из априорных правовых субстанций и ценностей, 3) экзистенциализм – существования человека 4) герменевтика – процесса исторического правопонимания, живого исторического языка.

Естественное право служит моральным ориентиром при формировании позитивного права. Естественное право является первоначальной основной любого иного права, а значит и правовопорядка. Естественное право также является моральной основой формирования различных форм реализации позитивного права (правоприменение). Естественное право – нравственное право. Смысл естественного права – предоставлением свободы и одновременное ее ограничение. Естественное право – не заключает в себе неизменных юридических норм. Оно не является кодексом вечных заповедей, а представляет собой совокупность различных для каждой нации и эпохи нравственных, в т.ч. правовых требований. Естественное право – нравственный регулятор поведения людей, естественное право – одновременно является и моральным мерилом деятельности разл государственных органов. Но естественное право страдает утопизмом, идеализмом, подменяет собой этику и мораль.