Тема 12. Общество: основы философского анализа

“Общество как подсистема объективной реальности”

Момент связи и взаимодействия элементов системы принято называть отношениями. Исходя из этого, можно дать следующее определение общества как определенной системы отношений, выступающей как целостный социальный организм. Общество как упорядоченная социальная система представляет собой целостность множества социальных отношений, носителем которых является человек и, образуемые людьми, социальные слои, группы.общество - это совокупность всех социальных, экономических и духовных отношений людей складывающих на основе определенного способа производства, культуры и образа жизни. Так как производство материальных благ и функционирование общества как социальной системы не может осуществляться без человеческого (субъективного) фактора, то именно человеческая жизнедеятельность выступает специфическим способом существования общественного (социального) как материального носителя социальной формы движения.“Проблема построения теоретической модели общества”,Идеальная или теоретическая модель того или иного фрагмента общества и реальное общество различны. Однако анализ модели позволяет выявить существенное, закономерное в объекте, не заблудиться в сложнейшем лабиринте социальных явлений, фактов и событий.Натурализм - закономерности функционирования и развития общества пытается объяснить законами природы. Он исходит из того, что природа и общество едины, а отсюда, нет различий в функционированием природного и социального.Идеализм - принимает сознание (абсолютную идею или комплекс ощущений) за конечную и определяющую причину социального развития.Материализм - за основу принимает общественное бытие, реальный процесс жизни людей, в основе которого лежит определенный способ производства, уровень развития культуры, сложившийся образ жизни и соответствующий ему менталитет, т.е. склад ума, характер чувств и мышления.

Социальное познание и его специфика”Одной из особенностей социального развития является его многовариантность.Очень кратко специфика социального познания может быть определена следующим образом:

1. В социальном познании недопустима абсолютизация природного или социального, сведение социального к природному и обратно. В тоже время всегда следует помнить, что общество это составная часть природы и нельзя их противопоставлять.

2. Социальное познание, имея дело не с вещами, а с отношениями, неразрывно связано с ценностями, установками, интересами и потребностями людей.

3. Социальное развитие имеет альтернативы, различные варианты своего развертывания. Одновременно существует множество мировоззренческих подходов к их анализу.

4. В социальном познании возрастает роль методов и приемов исследования социальных процессов и явлений. Характерная их особенность - высокий уровень абстракции.

Отличие законов общества от законов природы состоит в том, что социальные законы не имеют жесткой направленности. Они, определяя основную линию развития общества (социальных процессов), проявляются в виде тенденции. Общественные законы являются убедительной иллюстрацией того, как необходимость проявляет себя через массу случайностей.