Клинтон Гардцер

Фейербах, которого обычно считают апологетом материализма, называл речь «божественной»:

«Божествен порыв этот - божественная сила, сила слов ... Слово ведет ко всем истинам, раскрывает все тайны, обнажает незримое, делает прошлое и будущее настоящим, ограничивает безграничное, увековечивает преходящее ... Слово Божие полагают отличным от слова человеческого в том, что первое не есть мимолетное дыхание, но является неким непередаваемым бытием, некоей невыразимой сущностью. Но не содержится ли в слове че­ловека существо человека, его неотчуждаемая сущность - хотя бы тогда, когда это слово истинно?»

Здесь Фейербах, в сущности, предвосхитил наше понимание «речи» как духа. В противоположность распространенному теологическому представлению дух - не вне нас и не над нами. И он не имманентен миру, как в пантеизме. На самом деле дух есть то, что мы пере живаем при произнесении всякого истинного слова; дух - это творчески переживаемая людьми речь.

Уточним сказанное на конкретном примере. Когда мы лжем, то употребляем во зло наш дар речи, грешим против Духа. Если же мы просто болтаем, то наша речь нейтральна - она не имеет отношения к третьему лицу. Однако когда мы говорим от имени всего человечества - а именно таково высшее предназначение речи, - тогда наша речь, и есть конкретная энергия Духа. Одно из лучших свидетельств этого - русская литература XIX века, от Гоголя до Достоевского и Толстого.

Таким образом, то, что в христианском богословии именуется Святым Духом, Третьим Лицом нераздельной Троицы - Лицом, которое и нераздельно· с самим Богом, и неслиянно с Ним, - это нечто обыкновенное, повседневное и повсеместное: голос Бога в каждом из нас. Это - дух в нас, который в принципе ничем не отличается от самого прозаического слова, произносимого нами всерьез и от всего сердца. То, что религии называют «духом» (а всем религиям известно это понятие), есть просто высшая форма речи, присущая человечеству в целом и каждому человеку в отдельностимужчине или женщине.

Цит. по: Гард//ер К. Речь и дух / / Гарднер К. Между Востоком и Западом: Возрождение даров русской души / Пер. с ан гл. А.Кавтаскина. Под ред. В. Малявина, Л. Махлина. 2 изд. М., 1993. С. 64-65.

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты

Данте Алигъери. Божественная комедия / Пер. М. Лозинского.