Движение за научную организацию труда (НОТ) в 20-е годы XX в. Формирование научных школ и концепций

в 20-ых годах были проведены 2 Всероссийские конферен­ции по научной организации труда и производства, Поднимались такие теоретические проблемы, как организация труда в масштабах общества, физиология и психология труда, отношение к тейлоризму, обсуждались вопросы планирования.

В ходе конференции было сформировано следующее определение НОТ: «Под научной организацией труда надлежит понимать организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами. Основным методом при этом является измерение с натуры затрат времени, материалов и механической работы, анализ всех полученных данных и синтез, дающий стройный, наиболее выгодный план производства».

после I конференции широким фронтом под знаменем НОТ начинаются исследования по всей организационно-управленческой проблематике. В этот период вокруг ученых, среди которых А.К. Гастев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаев­ский и др., форми­руются первые школы управления.

По мере разработки практических и теоретико-методологических исследований назрела необходимость проведения II Всесоюзной конференции, которая начала работу в Москве 10 марта 1924 г. Исследователей занимала возможность определения понятия «управление», выделения науки об управлении, ее предмета, метода, путей развития.

На конференции были сформулированы главные задачи в области НОТ:

¾ переработка достижений западных теоретиков и практиков и обмен опытом с ними;

¾ увязка научно-исследовательской работы с потребностями производства;

¾ установление тесной связи между институтами и лабораториями НОТ и их специализация;

¾ опытное изучение труда в производстве и управлении, а также отдельных трудовых процессов;

¾ организация школ для подготовки инструкторов, способных к внедрению лучших методов работы;

¾ внедрение в труд и изучение школ принципов НОТ.

Лидером отечественной науки управления и НОТ в 20-е годы был А.К. Гастев (1882-1939), глава научного Центрального института труда (ЦИТ).

Ленин в 1921 г., поддержал начинания НОТ и выделил средства на создание ЦИТ – центральный институт труда. Он явился первым и самым крупным институтом по изучению проблем организации труда и управления.

Впоследствии были организованы институты труда и в других городах, по всей стране, например, КИНОТ – Казанский институт научной организации труда (директор – И.М. Бурдянский), ВСУИТ – Всеукраинский институт труда (директор – Ф.Р. Дунаевский), ТИНОП – Таганрогский институт научной организации производства (П.М. Есманский) и др. В каждой школе вырабатывалась своя научная концепция НОТ.

Основная задача этих НИИ и лабораторий заключалась в изучении проблем организации труда и управления и анализ полученных результатов, обобщение в виде систематизированных концепций в области менеджмента. Исследования подкреплялись практической работой, поэтому большинство институтов того времени одновременно являлись и рационализаторскими центрами и учебными заведениями по подготовке кадров и специалистов в области НОТ.Всего в 1923 г. в России действовало 58 специальных учреждений НОТ.

 

 

А.К. Гастеву и его соратникам удалось сделать одну из наиболее ценных находок в истории мировой организационно-управленческой мысли, а именно – сформулировать и опробовать на практике идею триединого механизма развития научного менеджмента. Основная заслуга А.К. Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки – социальной инженерии, соединявшей методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства. По методикам ЦИТа подготовлено более 500 тысяч квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ.

Гастев считал, что стране требовалась полная органическая реконструкция всей производственной структуры и, прежде всего, главной производительной силы – трудящегося. Решение этой грандиозной задачи ЦИТ связывал с развитием науки о труде и управлении производством, которая должна была выявить и сформулировать принципы, а также разработать методы организации, позволяющие коренным образом преобразовать процесс труда из “тяжелого ярма для рабочих” в “положительный творческий процесс”.

Концепция ЦИТ включала три взаимосвязанных блока:

¾ теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места;

¾ методику рационального производственного обучения;

¾ теорию управленческих процессов.

Как было сказано, Гастев видел задачу НОТ в максимальной активизации человека, сочетаемой со сбереже­нием сил и здоровья работников, рациональным расходованием их энергии. Так, коллектив ЦИТ разработал специальную методику производственного обучения, ставшую основой социальной кон­цепции ЦИТ, ее идея заключалась в ускоренном методе обучения со строжайшей дозировкой знаний. Подготовка рабочего сокращалась до 3-6 месяцев, на что ранее уходило 3—4 года. Гастев подходил к решению проблем управления с точки зрения рабочего места, распространяя полу­ченные выводы на управление предприятием, отраслью, народ­ным хозяйством и даже государством.

Другим разработчиком НОТ в России является О.А. Ерманский (1867-1941). Он ввёл в научный обиход сам термин НОТ (научная организация труда). По его мнению, НОТ – это синтетическая научная система, берущая материал из других научных дисциплин, главным образом, из сферы техники, экономики и психофизиологии труда.О.А. Ерманский является автором концепции «О физиологическом оптимуме». Согласно ей, основной вопрос теории рационализации организации труда заключается в определении критерия рациональности организации любой работы.

Ряд методологических проблем разрабатывала Харьковская школа НОТ во главе с ее лидером — Ф.Р. Дунаевским, он одним из первых в советской России призывал к формированию особой науки организации и управления, или организационной технологии, которая должна базироваться на двух основаниях — рациональной системе учета и теории распоряжения.

К середине 20-х гг. уже накопилось доста­точно много работ, претендующих на «фундаментальные основы НОТ», что вызвало критику у представителей социальной школы управления (Н.А. Витке), в результате, произошло разделение на две предметных области:

¾ рационализация трудового процесса или научная организация труда, что и составляет собственно НОТ,

¾ рационализация взаимодействий человека с человеком в производственной деятельности — научная организация управления (НОУ), или научный менеджмент.

Так произошло разделение на организационно-администра­тивную и управленческую деятельность на предприятиях.

Подводя промежуточную черту, хочется заметить, что 20-е годы XX века являются периодом наиболее широкого развертывания исследований в области НОТ, наибольшего интереса к ней, именно в этот период «свободомыслия» управленческая мысль в целом получила значительное развитие, я говорю так в связи с тем, что виднейшие ученые занимались проблематикой НОТ, вокруг них формировались школы, каждая из которых предлагала свою уникальную систему взглядов, впоследствии они в большинстве своем были репрессированы, а в СССР была принята административно-командная система управления.

Тем не менее, это необычайно яркий период, многие из этих исследований, как, к примеру, исследования Богданова и его разработки в области тектологии являются уникальными, а некоторые, как исследования Н.А. Витке, представителя социальной школы, есть новаleport VLX, because it is addressed on a domain or path outside the boundaries set for its Starting Address. \n\nDo you want to open it from the server?'))window.location='http://usr.