Крупнейшие фирмы

На другом полюсе строительного рынка ведущих развитых стран находятся крупнейшие фирмы с объемом работ, превышающим 10 млн. долларов. В США таких фирм насчитывается около 4 тысяч. Составляя менее одного процента от общего числа строительных организаций, они выполняют в США около 40% общего объема работ по отрасли в целом. Крупнейшие из них (с ежегодным объемом работ свыше 1 млрд. долл.) по характеру своей деятельности представляют собой диверсифицированные корпорации, концентрирующие в своих руках функции по выполнению проекта и осуществлению процесса строительства. Такие проектно-строительные фирмы зачастую сами способны производить многие виды строительной техники, разрабатывать новые технологические методы осуществления строительных работ.
Если говорить о формах собственности, то в строительстве преобладают семейные фирмы (81 % от общего их числа), доля акционерной формы собственности составляет 18% (для сравнения: в машиностроении — 44%).

В Японии крупные строительные фирмы отличаются еще большей диверсификацией, чем в США. Они чаще осуществляют не только строительные работы, но и предлагают услуги в области архитектуры и строительного проектирования.

В типичной японской строительной фирме 60% ее пакета заказов приходится на возведение объектов различного назначения — промышленные здания, атомные станции, крупные многосемейные жилые дома, административные здания и др. Примерно половина таких объектов проектируется собственными силами строительной фирмы, поэтому здесь роль архитекторов-инженеров заметно выше, чем в американских строительных фирмах. Остальные 40% приходятся на строительство гражданских сооружений: автострады, транспортное строительство, гидроэлектростанции, а также объекты тяжелой промышленности (нефтеперерабатывающие заводы, металлургические заводы и тепловые электростанции). Проектирование таких объектов осуществляется, как правило, силами самого заказчика. При этом подрядчик может привлекаться в качестве консультанта в вопросах проектирования, оценки издержек альтернативных проектов и т.д.

В японских строительных фирмах принятие решений осуществляется на основе консенсуса вместо делегирования значительной доли ответственности индивидуальным управляющим, выступающим от имени фирмы. Большая часть управленческих решений предварительно подвергается групповому анализу и одобрению до принятия окончательного решения. Даже президент японской строительной фирмы, обладающий в ней значительной долей капитала, не может нарушить такой процедуры консенсуса в большинстве случаев. Конечно, для достижения консенсуса требуется время, однако, когда он достигнут, принятое решение легко реализуется. Это в значительной степени контрастирует с практикой США и других стран, где даже после принятия решения от имени фирмы и в рамках своей власти управляющий часто должен еще убеждать в полезности решений своих коллег.

В практике строительства в США большая часть производственных объектов для частного бизнеса (например, металлургический завод) возводится, как правило, крупными проектно-строительными фирмами в рамках единого пакета заказов. & Японии же такие объекты проектируются силами заказчика, а строительная часть распределяется между несколькими подрядчиками. Если сооружается крупный металлургический комбинат, то на отдельные подряды передаются, например, строительство портовых сооружений, складских зданий, доменной печи, прокатного стана и др.

Совместные строительные предприятия

Интерес представляет опыт ведущих индустриальных стран в области создания и функционирования совместных строительных предприятий. Один из характерных проектов — сооружение туннеля «Сейкан» в Японии. Для его строительства две крупнейшие японские фирмы создали совместное предприятие. Каждый подрядчик при этом имел своего управляющего проектом, свою контору на строительной площадке, оборудование, рабочую силу и отдельное руководство. Каждая фирма функционировала в качестве субподрядчика. Между ними существовала договоренность о разделении прибылей и возможных потерь, а также был сформирован специальный совет по надзору за строительством.
Другой характерный пример — строительство туннеля под Токийским заливом стоимостью 150 млн. долларов. Совместное предприятие здесь было организовано пятью независимыми фирмами, каждая из которых делегировала в это совместное предприятие своего управляющего. Таким образом, совместное строительное предприятие в Японии — некая форма равного партнерства.
В США же более характерной является спонсорская форма, при которой одна фирма берет на себя всю полноту ответственности за строительство, в то время как другая (другие) предоставляет финансирование или выполняет часть работ своими силами там, где имеет наибольший опыт.
В Японии, в отличие от других развитых стран, велика роль так называемых банковских и торговых групп, которые объединяют разнообразные промышленные, страховые, строительные и другие фирмы. В рамках этих групп происходит интенсивный обмен информацией о потребностях в новых мощностях, что дает строительным фирмам определенную гарантию со стороны других членов (заказчиков), входящих в данную группу. Банковские компании одновременно служат не только источником финансовых ресурсов, но и выступают в роли своеобразных страховых компаний, оказывая консультации в финансовых вопросах.

При строительстве за рубежом банковские организации могут выпускать долговые обязательства в пользу подрядных фирм. Однако при строительстве на территории Японии в таких обязательствах нет нужды, поскольку по существующей практике в случае банкротства одной из подрядных фирм другие, входящие в данную группу, гарантируют заказчику завершение проекта.