СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

2.1. Рынок средств массовой информации. Рыночная конкуренция и проблемы плюрализма СМИ. Основы экономики современного зарубежного информационного производства. Важнейшие каналы финансирования средств массовой информации. Реклама как основной источник доходов средств массовой информации. Основные статьи доходов и расходов информационного производства.

2.2. Проблемы собственности в средствах массовой информации. Основные формы собственности (частная, кооперативная, общественная) и их воздействие на содержание СМИ. Концентрация средств массовой информации: вертикальная, горизонтальная, перекрестная. Плюсы и минусы процесса концентрации. Антимонопольное законодательство. Экономическая политика развитых государств в СМИ.

2.3. Средства массовой информации в условиях глобализации рыночной экономики. Транснациональные корпорации СМИ и их место в современной экономике развитых стран.

2.4. Развитие индустрии свободного времени в условиях прогресса информационных и коммуникационных технологий. Влияние процесса конвергенции СМИ на медиаэкономику.

 

ЛИТЕРАТУРА

Андрунас Е.Ч. Бизнес пропаганда. М., 1986.

Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М.,1991.

Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1987.

Беглов С.И. Монополии слова. М., 1972.

Ван Юйцюн. «Шанхайская медиагруппа» на телерадиовещательном рынке Китая // Меди@льманах. 2007. № 3.

Вартанова Е.Л. К вопросу об особенностях медиаменеджмента // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2007. № 1.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика в информационном обществе // Информационное общество. 2005. № 1.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.

Вартанова Е.Л. Основы медиаэкономики и медиаменеджмента за рубежом. М., 2001.

Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, телевидение и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. (Часть I). М., 1997.

Власов Ю.М. Средства массовой информации и современное буржуазное общество. М., 1985.

Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (часть 5, глава 3). М., 1999.

Дейян А. Реклама. Серия «Деловая Франция». М., 1993.

Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

Евсеева Л.П. Иностранный капитал на рынке печатных изданий Польши // Зарубежная журналистика: 2006. Ежегодник. М., 2007.

Журналистика в буржуазном обществе. Под ред. проф. Я.Н. Засурского. М., 1976.

Зарубежная журналистка в 2002 году. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003.

Зарубежная журналистика в 2003 году. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2004.

Зарубежный медиамаркетинг. М., 2005.

Засурский Я.Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий. В кн.: От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Отв. ред. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. М., 2000.

Засурский Я.Н. Не поучиться ли у Мэрдока? // Я.Н. Засурский. Искушение свободой. Российская журналистика 1990-2004 гг. М., 2004.

Калинкин В. Германский медиакапитал на рынке СМИ Германии // Меди@льманах. 2005. № 3.

Кирия И.В. Аудиовизуальное производство Франции на современном этапе // Зарубежная журналистика: 2004 год / Под ред. Я.Н. Засурского. Часть 1. М., 2005.

Кирия И.В. От «культурной индустрии» к «индустрии содержания» // Меди@льманах, 2004. № 1.

Макеенко М.И. Ежедневная печать: американский опыт конца XX столетия. 1995-2000. М., 2004. (Часть 1).

Макеенко М.И. Радиоиндустрия США в начале XXI столетия: структурные изменения и межсекторная конкуренция // Зарубежная журналистика: 2006. Ежегодник. М., 2007.

Макеенко М.И. Экономика высокотехнологичных вещательных платформ в США // Меди@льманах. 2007. № 5.

Макеенко М.И. Транснациональные медиакорпорации в начале XXI века: кризис управления масштабом? // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2005. № 4.

Материалы о зарубежных средствах массовой информации в 1990-2004 // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 1991-2005. № 4-6.

Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. М., 2003.

Павликова М.М. Имеющий уши да услышит. Зарубежные исследования о лидерстве на медиарынке // Меди@льманах. 2006. № 2.

Правовое регулирование концентрации и прозрачности СМИ. М., Центр «Право и СМИ». 2000.

Тангейт М. Медиагиганты: Как крупнейшие медиакомпании выживают на рынке и борются за лидерство. М., 2006.

Тимошенко Е.В. История крупнейшего швейцарского медиаконцерна «Ринье» // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2008. № 6.

Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М., 2008.

Урина Н.В. СМИ Италии. М., 1996.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1972 (или любое другое издание).

Экономика и менеджмент СМИ. Ред.-сост. Е.Л. Вартанова. Ежегодник. М., 2005.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Власть, зеркало или служанка. Энциклопедия современной российской журналистики. Тт. 1,2. М., Союз журналистов, 1998.

Changing Media and Communications. Concepts, Technologies and national Perspectives. Ed. by Yassen N. Zassoursky and Elena Vartanova. Moscow. Faculty of Journalism / ICAR. 1998.

Shaping Tomorrow’s Media System. Ed. by E.Vartanova and Ya.N. Zassoursky. M., 2004.