Тема 2. ЭКОНОМИКА

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

IV курса дневного отделения

Учебный год

 

 

Тема 1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ:

ОПЫТ ПЕРЕДОВЫХ СТРАН

1.1. Информация как определяющий фактор современного развития.

Информационные ресурсы и важнейшие каналы их распространения.

Информационное общество: современные концепции, определения, реальность.

Периодизация развития информационного общества: от цифрового текста к Интернету и интернетизации СМИ, от Интернет-версий к дуализму выпуска СМИ – в традиционных средах: бумажной, голосовой и аудивизуальной и в цифровом виде, от электронного общества к мобильному.

1.2. Средства массовой информации в условиях перехода развитых стран к информационному обществу. Воздействие факторов глобального и национального характера на становление информационного общества.

1.3. Сетевой принцип как основа структурных сдвигов современной экономики. Конвергенция СМИ. Цифровое содержание и услуги – важнейшая особенность информационной экономики. Проблемы информационного неравенства. Доступ к СМИ – новое право человека в информационном обществе.

 

ЛИТЕРАТУРА

Вартанова Е.Л. Европейские неравенства эпохи Интернета // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2001. № 6.

Вартанова Е.Л. Журналистика в информационном обществе: новые возможности и новые вызовы // Журналистика в информационном обществе: новые возможности и новые вызовы. М., 2005.

Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. № 6.

Вартанова Е.Л. Саморегулирование в информационном обществе // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2006. № 3.

Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное Общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе (части I-II). М., 1999.

Вартанова Е.Л. Универсальная общественная служба в информационном обществе: новое прочтение проблемы доступа // Вестник РФФИ. 1999. № 3.

Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (часть 5, глава 3). М., 1999.

Засурский Я.Н. Глобальное информационное пространство в условиях мобильной коммуникации // Зарубежная журналистика: 2004 год / Под ред. Я.Н. Засурского. Часть 1. М., 2005.

Засурский Я.Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий. В кн.: От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / Отв. ред. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. М., 2000.

Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. 1999. № 1.

Засурский Я.Н. Информационное общество в рамках международного сотрудничества // Информационное общество. 2000. № 1.

Засурский Я.Н. Информационное общество в России: парадоксы элитарного Интернета // Я.Н. Засурский. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. М., 2004.

Засурский Я.Н. Теория коммуникации в системе новых технологий // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2006. № 3.

Засурский Я.Н. Человеческое измерение информационного общества // Зарубежная журналистика в 2002 году / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2004.

Засурский Я.Н. Коммуникация в обществе знаний // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2008. № 5.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.

Землянова Л.М. Информационное общество и общества знаний // Зарубежная журналистика в 2002 году / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003.

Землянова Л.И. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский словарь концепций и терминов. М., 2004.

Землянова Л.М. Процессы глобализации, глокализации и модернизации медиасистем в трактовках современных зарубежных коммуникативистов // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2006. № 5.

К мобильному обществу: утопии и реальность / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2009.

Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество, культура. М., 2000.

Кирия И.В. ИКТ и различия Север/Юг: к новой постановке проблемы // Меди@льманах. 2003, № 2.

Кирия И.В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу. М., 2005.

Кирия И.В. «Цифровой раскол» и глобализация СМИ и ИКТ // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2005. № 4.

Любимов Б.И. СМИ Великобритании: процесс интеграции возрастает // Зарубежная журналистика: 2006. Ежегодник. М., 2007.

Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.

Национальные модели информационного общества / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2004.

От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. / Отв. ред. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. М., 2000.

Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М., 2008.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

 

Тема 2. ЭКОНОМИКА