VII. Сравнительная характеристика живописной техники и станковой картины постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма.

(Занятие проводится в ГМИИ им. Пушкина) – 4 часа.

 

Студенты сами выбирают в залах импрессионизма и постимпрессионизма картины, анализ которых позволяет наиболее полно ответить на следующие вопросы. Ответы аргументируются на основе сравнения произведений трех направлений.

Отношение художников постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма к окружающему миру: картина и мир – проблемы взаимоотношений.

Понимание мастерами импрессионизма, неоимпрессионизма и постимпрессионизма основных живописных категорий и элементов (колорит, цвет, перспектива, работа кистью, плоскость холста и др.)

Специфика живописной техники в этих направлениях.

Проблема композиции в импрессионизме, неоимпрессионизме, постимпрессионизме.

 

Литература:

Обязательная:

Денвир Б. Импрессионизм. Художники и картины. М., 1994.

Ревалд Д. История импрессионизма. М., 1996. 432 с.

Ревалд Д. Постимпрессионизм. М., 1997. 450 с.

 

Дополнительная:

Перрюшо А. Жизнь Сезанна. М., 1966.

Перрющо А. Жизнь Сера. М., 1992.

Перрюшо А. Поль Гоген. М., 1979.

Прокофьев В. Постимпрессионизм. М., 1973.

 

Контрольные вопросы:

Что характеризует концепцию станковой картины в каждом из этих направлений?

Каково отношение художников трех направлений к нормам и закономерностям, организующим композицию и колорит?

 

VIII. Творчество художников-постимпрессионистов. – 2 часа

Творческая эволюция Винсента Ван Гога – этапы, особенности, влияния.

Значение творчества П. Сезанна в контексте развития западноевропейского искусства.

«Кафе в Арле» Поля Гогена и «Кафе в Арле ночью» Ван Гога – сравнительная характеристика.

 

Литература:

 

Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М., 1998.

Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М., 1996.

Мурина Е.Б. Ван Гог. М., 1978.

Раздольская В. Искусство Франции второй половины 19 в. Л., 1981.

Ревалд Джон. Постимпрессионизм. М., 1996.

 

IX. Развитие архитектуры от XIX к XX веку. – 2 часа

1. Чикагская школа, ее основные представители. Отношение Чикагской школы к историзму.

2. Применение новых материалов в Чикагской школе. Формирование нового архитектурного языка - причины и предпосылки.

3. Фрэнк Ллойд Райт - становление творческого метода, основные произведения. «Органическая архитектура» Райта.

 

Литература:

1. Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм. Критика концепций. М., 1987. С. 14 – 67.

2. Горюнов В., Тубли М., Архитектура эпохи модерна. М., 1992. С. 23 – 36.

3. Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972. С. 8 – 29.

 

Контрольные вопросы:

Как влияет применение новых материалов на процессы формотворчества в архитектуре?

Каковы основные этапы развития творческого метода Ф.-Л. Райта?

 

X. Эволюция скульптуры от XIX к XX веку. – 2 часа

(Занятие проводится в залах ГМИИ им. Пушкина)

 

1. Новое понимание пластической формы и новая техника обработки материала у Родена.

2. Отношение Аристида Майоля к античности.

3. Параллели в развитии живописи и скульптуры на рубеже веков: в сфере понимания целей и задач искусства, отношения к окружающему миру, поисков нового объекта изображения, изменений техники.

 

Литература:

Полевой В. XX век. М., 1989. 350 с.

Arnason H.H. A History of Modern Art. London, 1986.

Контрольные вопросы:

1. Как изменяется понимание и трактовка пластических качеств человеческой фигуры от Родена к Майолю и Бурделю?

2. Каковы причины отсутствия синхронности в стадиальном развитии живописи и скульптуры на рубеже веков?

 

XI. Сравнительная характеристика основных направлений в живописи первой половины XX века.– 2 часа

 

1. Принципы построения живописного пространства в фовизме, кубизме, футуризме.

2. Цвет в структуре картины фовизма, экспрессионизма, кубизма.

3. Выразительные возможности фигуративного и нефигуративного искусства.

Литература:

Бобринская Е. Футуризм. М., 2000.

Турчин В.С. Лабиринты авангарда. М., 1994.

 

Контрольные вопросы:

Отношение к плоскости холста в фовизме, футуризме и кубизме.

Значение опыта наивного и примитивного искусства для фовизма и кубизма.

Семантика цвета в фовизме, кубизме, экспрессионизме.

Семантика абстрактных форм в неопластицизме и абстрактном экспрессионизме.

 

XII. Архитектура до второй мировой войны. – 4 часа

1. Эволюция архитектуры модерна к конструктивизму и рационализму.

2. Баухауз и зарождение современного дизайна.

3. Баухауз и группа «Де Стайль» - проблемы влияния абстрактного искусства.

Литература:

Горюнов В., Тубли М., Архитектура эпохи модерна. М., 1992. 350 с.

Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972. 242 с.

Фремптон К. Современная архитектура. М., 1990. 488 с.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие стороны деятельности Баухауза оказались наиболее существенными для развития современной архитектуры?

2. Почему законы формотворчества в абстрактном искусстве оказались адекватными тенденциям в эволюции современной архитектуры?

XIII. Проблемы развития скульптуры в XX веке. – 4 часа

Кубизм в живописи и скульптуре - сравнительная характеристика.

Новые формы и типология скульптуры в дада и сюрреализме. Инсталяция, ready-mades.

Абстрактная живопись и абстрактная скульптура - параллели и расхождения.

 

Литература:

 

Турчин В. В лабиринтах авангарда. М., 1994. 233 с.

Arnason H.H. A History of Modern Art. London, 1986.

Контрольные вопросы:

1. Какие важные и специфические тенденции современного искусства отражаются ярче всего в эволюции скульптуры?

 

XIV. Архитектура середины и второй половины XX века.– 4 часа

Интернациональный стиль в творчестве Лё Корбюзье и Миса Ван дер Роэ.

Темы и вариации интернационального стиля - Нимейер, Танге. Технические, технологические, эстетические аспекты. Причины его кризиса. На грани гибели архитектуры как искусства.

Регионализм в современной архитектуре (Испания, Мексика, Италия и др.). Проблемы возрождения национальных архитектурных школ и сохранения культурной самобытности.

Направления постмодернизма в архитектуре.

Литература:

 

Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972. 242 с.

Фремптон К. Современная архитектура. М., 1990. 488 с.

 

Контрольные вопросы:

Каковы социологические параметры интернационального стиля?

Каковы принципы и методы заимствования у архитектуры постмодернизма из творческого арсенала классического наследия?

 

XV. Неоэкспрессионизм в живописи. «Новые дикие». – 4 часа

1. Проблема освоения наследия авангарда в немецкой живописи середины 60-х - начала 90-х годов.

2. Восстановление статуса живописных ценностей в искусстве новых направлений.

3. Неоэкспрессионизм и «новые дикие» - проблема поколений или проблема стилистических отличий?

4. Творчество Й. Бойса.

5. Творчество Г. Базелитца и А. Кифера.

 

Литература:

Турчин В. В лабиринтах авангарда. М., 1994. 233 с.

Arnason H.H. A History of Modern Art. London, 1986.

 

Контрольные вопросы:

Что связывает и что разделяет экспрессионизм и неоэкспрессионизм?

Какова природа преемственности между неоэкспрессионизмом и «новыми дикими»?