Тема 2. Мастера и направления в абстрактном экспрессионизме.
Новый статус и новое значение процесса живописания. Приоритет спонтанного, неконтролируемого, бессознательного жеста перед вербальными и другими формами выражения. Джексон Поллок (1912-1956). Раннее творчество. Путь к абстракции. «Живопись действия» (термин Х. Розенберга, 1952 г.) - оригинальная форма абстрактного экспрессионизма. Концептуальная основа творческого метода Поллока, его отличие от сюрреалистического. Трансформация основ творческого процесса, статуса произведения, объектно-субъектных связей творческого акта в зрелом творчестве Поллока.
Два направления абстрактного экспрессионизма: живопись жеста - Ханс Хофманн (1880-1966), влияние художников Синего всадника и кубизма на его формирование. Творческая и преподавательская деятельность в Нью-Йорке. Арчил Горки (1904-1948), истоки творчества – Пикассо, Кандинский, сюрреализм Массона. Относительное сохранение значения сюжета и изобразительного начала. Виллям де Куннинг (1904-), раннее фигуративное творчество. Около 1950 - сложение собственного видения абстрактного экспрессионизма. Черно-белая живопись этого времени. Серия «Женщина» и ее смыслы. Цвет и жест в его живописи после 60-х г. Франц Клайн (1910-1962), Марк Тоби (1890-1976), Филип Гастон (1913-1980).
Живопись цветных плоскостей: сходство целей и разные пути их достижения в двух направлениях абстрактного экспрессионизма. Марк Ротко (1903-1970), средства достижения тотального живописного выражения, без пространственных и других ограничений, полностью свободного от фигуративных аллюзий и ассоциаций. Монументальная живопись для Гарвардского университета и для капеллы университета Сент Томас в Хьюстоне. Барнетт Ньюман (1905-1970) и Эд Райнхардт (1913-1967): последовательная и полная реализация возможностей живописи цветных плоскостей.
Аспекты абстрактного экспрессионизма и попытка соединения обоих направлений в творчестве Клиффорда Стилла (1904-1980), Роберта Мазерелла (1915-1991), Адольфа Готтлиба (1903-1974).
Инсталляции Б. Ньюмана. Скульптура, инсталляции, ассамбляжи Дэвида Смита (1906-1965).