Антропологическая педагогика детства М. Монтессори.

В качестве базового основания концепции Мантессори выступает представление о ребенке в христианской религии как даре божием, символе чистой, подлинной божественности. Синтетически – антропологический подход в педагогике строится на признании уникальности, неповторимости природы человека, необходимости его глубокого изучения.

Детство– важнейший социальный и антропологический феномен.

Детство – не просто переходный период, поскольку ребенок существо особого рода, могущее оказать существенное позитивное влияние на мир взрослых.

Долг воспитателя – создавать пространство для «произрастания».

Характеристика человеческого развития:

Гармоничность;

Функциональная целесообразность;

Осмысленная целостность в контексте тесной и согласованной взаимосвязи человека с природой и космосом.

Движущие силы психического развития:

Наличие внутренней программы («плана строительства»);

Центр построения личности ребенка – прирожденная и спонтанная активность («хорма»).

Задача воспитателя – предоставление детям возможностей приобретения определенного опыта, реализации побуждающих, движущих потребностей.

 

Монтессори обращает внимание на оборудование, эстетику, оформления помещения, важность связи предметного и живого миров.

Большое внимание уделяется природным зонам.

Оформление пространства – создание условий для активной познавательной и двигательной деятельности детей.

Создание системы дидактических материалов.

В основе сознательного освоения окружающей среды лежит процесс подражания действиям с особыми, педагогически «подготовленными» предметами в ситуациях общения со взрослым.

Для Монтессори главной проблемой в педагогической деятельности является не столько воспитание, сколько социализация личности. В этой связи необходимо установление «лучших взаимоотношений между обеими группами общества, детьми и взрослыми». Социальное развитие базируется на индивидуальности, уникальности, непохожести каждой личности.

Для осуществления социального воспитания необходима «подготовленная среда»