ЗАНЯТИЕ 12
Художественное своеобразие «мещанской драмы» Шиллера «Коварство и любовь»
План
1. История создания пьесы.
2. Особенности расстановки персонажей в пьесе и идеологическая позиция автора.
3. Способы и приемы презентации «мира коварства» и «мира любви» в пьесе.
4. Образ Фердинанда и его роль в драме.
5. «Коварство и любовь» как выражение штюрмерской идеологии и эстетики.
Список рекомендуемой литературы
1.Шиллер Ф. Коварство и любовь.
2. Тураев С.В. Молодой Шиллер//История всемирной литературы: в 9 т.
М.,1988. Т.5. С.226-229.
3. История немецкой литературы: В 5 т. М., 1963. Т. 2. С. 292-311.
4.Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой
литературы. Л., 1972. С. 379-408.
6. Чечельницкая Г. Фридрих Шиллер. М.-Л., 1959. С. 74-97.
7. Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер. М., 1955. С. 98-112.
8. Либинзон З.Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.
ЗАНЯТИЕ 13-14
Трагедия «Фауст» - итог творческого пути Гете.
Занятие 13.
Вступительные части трагедии «Фауст» и общий замысел произведения
План
1.История создания «Фауста».
2.Место вступительных частей трагедии в общем замысле автора.
3.«Посвящение» и его содержательно-композиционная роль.
4.«Театральный пролог» и эстетическая концепция Гете.
5.Идейно-композиционная роль «Пролога на небесах». Суть спора Бога и Мефистофеля.
6. Содержательно-композиционная роль первой и второй частей трагедии в общем замысле автора, сравнительная характеристика их идейно-художественного своеобразия.
Занятие 14.
Основные части «Фауста» и их идейно-художественная специфика
План
1. Идейный смысл первой части и его воплощение в сюжете трагедии.
2.Смысловое наполнение системы персонажей трагедии. Образы Фауста, Мефистофеля, Маргариты, Вагнера.
3.Итог жизненного пути Фауста к финалу первой части.
4.Идейный смысл и своеобразие образной системы и композиционного построения второй части
5. Значение и смысловое наполнение образов Фауста, Мефистофеля, Елены, Вагнера, Гомункула, Эвфориона и др. во второй части.
6. «Фауст» в контексте просветительской идеологии.
Список рекомендуемой литературы
1.Гете И.В. Фауст.
2.Тургенев И.С. «Фауст», трагедия. Сочинение Гете…//Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 2. М., 1958.
3. Аникст А.А. «Фауст» Гете. М., 1980.
4. Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986.
5. Волков И.В. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М., 1970.
6. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972. С. 466-479.
7. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. Т.1-2. М., 1987.
8. История немецкой литературы: В 5 т. М., 1968. Т. 2. С.435-443.
Вопросы для самоконтроля по курсу «История зарубежной литературы 17-18 веков»
Литература Возрождения
1. Общая характеристика эпохи Возрождения. Периодизация. Учение гуманизма о мире и человеке.
2. Национально-исторические особенности итальянского Возрождения.
3. Национально-исторические особенности итальянского Возрождения.
4. Национально-исторические особенности итальянского Возрождения.
5. Национально-исторические особенности итальянского Возрождения.
6. 12. Творческий путь Данте Алиьери. «Божественная комедия».
7. 13. Творчество Франческо Петрарки.
8. Национально-исторические особенности итальянского Возрождения.
9. Творческий путь Данте Алиьери. «Божественная комедия».
10. Творчество Франческо Петрарки.
11. Джованни Боккаччо и его «Декамерон».
12. Общая характеристика французского Возрождения.
13. Литературная деятельность «Плеяды» и творчество Пьера Ронсара.
14. . Идеи гуманизма в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
15. Главные образы романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и их Эволюция.
16. Национально-исторические особенности Возрождения в Германии. «Письма тёмных людей» и деятельность Ульриха фон Гуттена. Мартин Лютер и его роль в истории немецкой литературы.
17. Гуманизм в Нидерландах. Эразм и его «Похвала Глупости».
18. Национально-исторические особенности испанского Возрождения.
19. Испанский плутовской роман. «Ласарильо с Тормеса».
20. Панорама социальной действительности в романе Сервантеса «Дон Кихот».
21. Образы Дон Кихота и Санчо Пансы.
22. . Традиции и новаторство в романе Сервантеса «Дон Кихот».
23. . Лопе де Вега и его «Фуэнте Овехуна».
24. Лопе де Вега и его «Собака на сене».
25. Национально-исторические особенности английского Возрождения. Его основные представители.
26. Вильям Шекспир: жизненный и творческий путь. Шекспировский вопрос.
27. Исторические хроники Шекспира (Генрих IV).
28. Художественное своеобразие комедий Шекспира. Анализ одной из них.
29. Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».
30. Трагедия Шекспира «Гамлет». Белинский и Тургенев о Гамлете.
31. . Трагедия Шекспира «Макбет».
32. Трагедия Шекспира «Отелло».
33. Шекспир и его трагедия «Король Лир».
34. Последний период в творчестве Шекспира. «Буря».
35. Сонеты Шекспира.
.Литература 17-18 веков
1. Определите основные отличия в мироощущении человека эпохи Ренессанса и XVII века.
2. В чем состоит особенность понимания бытия и человеческого существования барочных писателей?
3. В чем суть споров о языке испанских культеранистов и консептистов?
4. Как в сюжетах и в языке Кальдерона отражается барочная эстетика?
5. Почему классицизм столь успешно развивается во Франции? Каковы философское и социальное основание для его развития в этой стране?
6. Как связаны классицистское понятие правдоподобия и правило трех единств?
7. В чем заключается вклад Буало в развитие литературы классицизма?
8. Назовите основные отличия классицистской литературы от барочной.
9. В чем суть конфликта трагедий Корнеля и Расина?
10. В чем суть понятия «высокая комедия» Мольера?
11. Как общие особенности духовной ситуации эпохи отразились в литературе Англии XVII века?
12. В чем смысл и значение образа Сатаны в поэме Джона Мильтона «Потерянный рай»
13. Специфика немецкой литературы XVII века.
14. Как проявляются черты барочного искусства в романе Гриммельсгаузена «Симплициссимус»?
15. Раскройте суть понятия «Просвещение».
16. В чем специфика просветительского понимания «человеческой природы»?
17. Назовите основные отличительные особенности просветительской литературы.
18. Каковы главные литературные направления литературы Просвещения?
19. В чем специфика английского Просвещения?
20. С творчеством каких английских писателей связано развитие классицистских тенденций в XVIII веке?
21. Почему роман Дефо «Робинзон Крузо» называют просветительской утопией?
22. Поясните термин «робинзонада».
23. Как соотносятся роман Дефо «Робинзон Крузо» и роман Свифта путешествия Гулливера»?
24. Что нового внес в технику романного письма Ричардсон?
25. Как проявляется отношение к «человеческой природе» в изображении Филдингом персонажей в романе «История Тома Джонса, найденыша»?
26. В чем суть полемики Филдинга с Ричардсоном?
27. Обозначьте причины возникновения сентиментализма.
28. Назовите основные темы лирики английского сентиментализма.
29. Роль юмора в повествовательной манере автора романа «Векфильдский священник».
30. В чем смысл рассуждений Стерна о манере повествования в романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» ?
31. Определите место Стерна в литературе европейского Просвещения.
32. В чем проявляется специфика французского Просвещения?
33. Роль романного жанра в литературе французского Просвещения и основные его разновидности.
34. Как проявляется просветительское начало в мировоззрении Вольтера.
35. В чем особенности драматургии Вольтера?
36. Покажите особенности жанра философской повести на примере «Кандида».
37. Как проявляются эстетические взгляды Дидро при рассмотрении им понятия «прекрасное»?
38. Основные положения учения Дидро о драме и о театре.
39. В чем проявляется просветительское начало в повестях Дидро «Монахиня» и «Племянник Рамо»?
40. Суть понятия «руссоизм».
41. Как реализуются идеи «руссоизма» в романе «Юлия, или Новая Элоиза»?
42. В чем специфика немецкого Просвещения? Назовите его основных представителей.
43. В чем заключается вклад Лессинга в разработку теории искусства и литературы?
44. Как теоретические разработки Лессинга воплотились в его драматургии?
45. Каковы основные цели и задачи движения «Бури и натиска»?
46. Как проявляет себя штюрмерская эстетика в романе Гете «Страдания молодого Вертера»?
47. Основные черты штюрмерской драматургии Шиллера.
48. Каково место трагедии «Фауст» в творчестве Гете и в мировой литературе?
49. В чем суть исканий Фауста? Каков их итог?
50. Как соотносятся образы Фауста и Мефистофиля в трагедии?
51. Роль и значение женских образов в трагедии «Фауст»?