ЗАНЯТИЕ 12

Художественное своеобразие «мещанской драмы» Шиллера «Коварство и любовь»

План

1. История создания пьесы.

2. Особенности расстановки персонажей в пьесе и идеологическая позиция автора.

3. Способы и приемы презентации «мира коварства» и «мира любви» в пьесе.

4. Образ Фердинанда и его роль в драме.

5. «Коварство и любовь» как выражение штюрмерской идеологии и эстетики.

Список рекомендуемой литературы

1.Шиллер Ф. Коварство и любовь.

2. Тураев С.В. Молодой Шиллер//История всемирной литературы: в 9 т.

М.,1988. Т.5. С.226-229.

3. История немецкой литературы: В 5 т. М., 1963. Т. 2. С. 292-311.

4.Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой

литературы. Л., 1972. С. 379-408.

6. Чечельницкая Г. Фридрих Шиллер. М.-Л., 1959. С. 74-97.

7. Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер. М., 1955. С. 98-112.

8. Либинзон З.Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.

ЗАНЯТИЕ 13-14

Трагедия «Фауст» - итог творческого пути Гете.

Занятие 13.

Вступительные части трагедии «Фауст» и общий замысел произведения

План

1.История создания «Фауста».

2.Место вступительных частей трагедии в общем замысле автора.

3.«Посвящение» и его содержательно-композиционная роль.

4.«Театральный пролог» и эстетическая концепция Гете.

5.Идейно-композиционная роль «Пролога на небесах». Суть спора Бога и Мефистофеля.

6. Содержательно-композиционная роль первой и второй частей трагедии в общем замысле автора, сравнительная характеристика их идейно-художественного своеобразия.

Занятие 14.

Основные части «Фауста» и их идейно-художественная специфика

План

1. Идейный смысл первой части и его воплощение в сюжете трагедии.

2.Смысловое наполнение системы персонажей трагедии. Образы Фауста, Мефистофеля, Маргариты, Вагнера.

3.Итог жизненного пути Фауста к финалу первой части.

4.Идейный смысл и своеобразие образной системы и композиционного построения второй части

5. Значение и смысловое наполнение образов Фауста, Мефистофеля, Елены, Вагнера, Гомункула, Эвфориона и др. во второй части.

6. «Фауст» в контексте просветительской идеологии.

Список рекомендуемой литературы

1.Гете И.В. Фауст.

2.Тургенев И.С. «Фауст», трагедия. Сочинение Гете…//Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 2. М., 1958.

3. Аникст А.А. «Фауст» Гете. М., 1980.

4. Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986.

5. Волков И.В. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М., 1970.

6. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972. С. 466-479.

7. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. Т.1-2. М., 1987.

8. История немецкой литературы: В 5 т. М., 1968. Т. 2. С.435-443.

Вопросы для самоконтроля по курсу «История зарубежной литературы 17-18 веков»

Литература Возрождения

1. Общая характеристика эпохи Возрождения. Периодизация. Учение гуманизма о мире и человеке.

2. Национально-исторические особенности итальянского Возрождения.

3. Национально-исторические особенности итальянского Возрождения.

4. Национально-исторические особенности итальянского Возрождения.

5. Национально-исторические особенности итальянского Возрождения.

6. 12. Творческий путь Данте Алиьери. «Божественная комедия».

7. 13. Творчество Франческо Петрарки.

8. Национально-исторические особенности итальянского Возрождения.

9. Творческий путь Данте Алиьери. «Божественная комедия».

10. Творчество Франческо Петрарки.

11. Джованни Боккаччо и его «Декамерон».

12. Общая характеристика французского Возрождения.

13. Литературная деятельность «Плеяды» и творчество Пьера Ронсара.

14. . Идеи гуманизма в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

15. Главные образы романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и их Эволюция.

16. Национально-исторические особенности Возрождения в Германии. «Письма тёмных людей» и деятельность Ульриха фон Гуттена. Мартин Лютер и его роль в истории немецкой литературы.

17. Гуманизм в Нидерландах. Эразм и его «Похвала Глупости».

18. Национально-исторические особенности испанского Возрождения.

19. Испанский плутовской роман. «Ласарильо с Тормеса».

20. Панорама социальной действительности в романе Сервантеса «Дон Кихот».

21. Образы Дон Кихота и Санчо Пансы.

22. . Традиции и новаторство в романе Сервантеса «Дон Кихот».

23. . Лопе де Вега и его «Фуэнте Овехуна».

24. Лопе де Вега и его «Собака на сене».

25. Национально-исторические особенности английского Возрождения. Его основные представители.

26. Вильям Шекспир: жизненный и творческий путь. Шекспировский вопрос.

27. Исторические хроники Шекспира (Генрих IV).

28. Художественное своеобразие комедий Шекспира. Анализ одной из них.

29. Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».

30. Трагедия Шекспира «Гамлет». Белинский и Тургенев о Гамлете.

31. . Трагедия Шекспира «Макбет».

32. Трагедия Шекспира «Отелло».

33. Шекспир и его трагедия «Король Лир».

34. Последний период в творчестве Шекспира. «Буря».

35. Сонеты Шекспира.

 

.Литература 17-18 веков

1. Определите основные отличия в мироощущении человека эпохи Ренессанса и XVII века.

2. В чем состоит особенность понимания бытия и человеческого существования барочных писателей?

3. В чем суть споров о языке испанских культеранистов и консептистов?

4. Как в сюжетах и в языке Кальдерона отражается барочная эстетика?

5. Почему классицизм столь успешно развивается во Франции? Каковы философское и социальное основание для его развития в этой стране?

6. Как связаны классицистское понятие правдоподобия и правило трех единств?

7. В чем заключается вклад Буало в развитие литературы классицизма?

8. Назовите основные отличия классицистской литературы от барочной.

9. В чем суть конфликта трагедий Корнеля и Расина?

10. В чем суть понятия «высокая комедия» Мольера?

11. Как общие особенности духовной ситуации эпохи отразились в литературе Англии XVII века?

12. В чем смысл и значение образа Сатаны в поэме Джона Мильтона «Потерянный рай»

13. Специфика немецкой литературы XVII века.

14. Как проявляются черты барочного искусства в романе Гриммельсгаузена «Симплициссимус»?

15. Раскройте суть понятия «Просвещение».

16. В чем специфика просветительского понимания «человеческой природы»?

17. Назовите основные отличительные особенности просветительской литературы.

18. Каковы главные литературные направления литературы Просвещения?

19. В чем специфика английского Просвещения?

20. С творчеством каких английских писателей связано развитие классицистских тенденций в XVIII веке?

21. Почему роман Дефо «Робинзон Крузо» называют просветительской утопией?

22. Поясните термин «робинзонада».

23. Как соотносятся роман Дефо «Робинзон Крузо» и роман Свифта путешествия Гулливера»?

24. Что нового внес в технику романного письма Ричардсон?

25. Как проявляется отношение к «человеческой природе» в изображении Филдингом персонажей в романе «История Тома Джонса, найденыша»?

26. В чем суть полемики Филдинга с Ричардсоном?

27. Обозначьте причины возникновения сентиментализма.

28. Назовите основные темы лирики английского сентиментализма.

29. Роль юмора в повествовательной манере автора романа «Векфильдский священник».

30. В чем смысл рассуждений Стерна о манере повествования в романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» ?

31. Определите место Стерна в литературе европейского Просвещения.

32. В чем проявляется специфика французского Просвещения?

33. Роль романного жанра в литературе французского Просвещения и основные его разновидности.

34. Как проявляется просветительское начало в мировоззрении Вольтера.

35. В чем особенности драматургии Вольтера?

36. Покажите особенности жанра философской повести на примере «Кандида».

37. Как проявляются эстетические взгляды Дидро при рассмотрении им понятия «прекрасное»?

38. Основные положения учения Дидро о драме и о театре.

39. В чем проявляется просветительское начало в повестях Дидро «Монахиня» и «Племянник Рамо»?

40. Суть понятия «руссоизм».

41. Как реализуются идеи «руссоизма» в романе «Юлия, или Новая Элоиза»?

42. В чем специфика немецкого Просвещения? Назовите его основных представителей.

43. В чем заключается вклад Лессинга в разработку теории искусства и литературы?

44. Как теоретические разработки Лессинга воплотились в его драматургии?

45. Каковы основные цели и задачи движения «Бури и натиска»?

46. Как проявляет себя штюрмерская эстетика в романе Гете «Страдания молодого Вертера»?

47. Основные черты штюрмерской драматургии Шиллера.

48. Каково место трагедии «Фауст» в творчестве Гете и в мировой литературе?

49. В чем суть исканий Фауста? Каков их итог?

50. Как соотносятся образы Фауста и Мефистофиля в трагедии?

51. Роль и значение женских образов в трагедии «Фауст»?