Билет 27. Характеристика живописи направления «Реализм» в изобразительном искусстве Франции 19 века.

В живописи XІX века стилистические пространства ареаклассицизма и ареаромантизма с одной стороны сосуществуют и взаимодействуют друг с другом, а с другой вступают в противоборство (классицизм и романтизма). Прослеживается также борьба старого (салонное, академическое искусство) и нового (реализм, преимпрессионизм). В плане жанрового предпочтения – прослеживается смена исторической картины на бытовые сцены и пейзаж. Развивались следующие направления:

Реализм (Г. Курбе, Милле) - развитие жанровой живописи без идеализации и героизации. Концепция явления божественных сущностей в каждом моменте человеческой жизни, идеализация повседневности. Философское обоснование (Бодлер). Развивается в жанре пейзажа – идеал проявляется в природных формах. Поиск эталона в обыденности. Задача: совершенствование человека в его понимании своего истинного предназначения как единства с Богом. Обращение к сюжетам повседневности, изображение простых крестьян, через возвеличивание происходит духовный рост, склонение перед землей. возникновение стилевого направления реализма – сер. 19 века - поиск эталона в обыденности, обращение к сюжетам повседневности, изображение простых крестьян, через возвеличивание происходит духовный рост, склонение перед землей.

- в соединении ряда направлений – классицизма, романтизма, реализма, акцент на классицистическое и реалистичное – чудесное среди нас, но человек его не видит, главное нужно увидеть в обыденных вещах проявление божественного. Также характерно в произведениях заимствование традиций Веласкеса, Рембрандта. Прекрасное в природе встречается в действительности (обращение к реальному пейзажу) – нужно так же уметь это прекрасное увидеть. Законам природы подчинена и человеческая жизнь. Прекрасное, как и истинное относительно, а истинность зависит единичной характеристики явления.

В результате установления республики становится популярным изображение жизни простых людей. Ведущим направлением становится реализм. Повседневность возводится до уровня важности исторического, религиозного сюжета. единичное возводится до ранга общего и даже всеобщего. активный поиск чуда в повседневной жизни, пропагандируется достоверность, характерна повествовательность. Человек изображается в повседневном труде. При этом в обращении к реальности видится способность возродить искусство в отходе от идеальных классицистических пропорций, сюжетов, тем; таким образом, реализм противопоставляет себя сухому академизму.

Труд как неотъемлемая часть человеческой жизни, выстраивает возможность взаимодействия человеческого и божественного мира – духовный труд. характерно:

o фрагментарность, открытость, незамкнутость композиции (чаще всего его работы представляют собой открытые пространства) «Купальщицы», «Веяльщицы».

o низкая линия горизонта

o спокойный ритм, уравновешенность композиции

o персонажи располагаются на переднем плане

o представлено не более трёх персонажей

o фигуры изображаются обобщённо, тип человека, близкого к земле, соответственна и сюжетная ориентация: мир крестьян, крестьянских работ

o сдержанный по гамме, приглушенный колорит, отсутствие цветовых всплесков, валерная техника, равенство цвета тону

o внимание к пейзажу (открытая композиция – бесконечный пейзаж), который понимается как воплощение божественной формы

o пейзаж слит с фигурами людей. Герои не могут быть оторваны от среды, в которой они находятся, взаимопроникновение природного и человеческого начал

o действия персонажей размеренны, спокойны и неторопливы

Специфика: раскрытии темы земли, глубоком понимании природы - отношения земли и человека, понимание чел труда как приобретения гармонии, кот даёт земля. Земля, как начало, дающее жизнь челу. чел, как часть целого, часть мирового единства, Понимание смирения человека, необходимость смирения, приводящего к осознанию закона цикличности, вечного круговорота рождения, жизни и смерти.