Ранний этап творчества (1766 – 1780).

обучение в Парижской Королевской Академии (1766-1775), классицистического направления. В осн.- на миф.или истор. сюжеты, которые носили преимущественно любовный характер («Бой Марса и Минервы» (1771), «Смерть Сенеки» (1773). За последнее произведение Давид получает право стать пенсионером Французской Академии в Риме.

композиций:

1. Многофигурность – количество персонажей варьируется до десятка фигур, однако всегда есть два главных персонажа, определяющих общий строй композиции;

2. Выделение только главных персонажей, находящихся на переднем плане, высвечивание их фигур. То, что находится на заднем плане затемнено;

3. Барельефность построения: фигуры переднего плана решаются объемно, а заднего – плоскостно. влияние античных скульптурных фризов, -в стенах Академии;

4. Театральность: построение композиции как театральной сцены, есть главные персонажи, кулисы и задник. Также это проявлено во внимании к жестам как «немой» игре главных персонажей.

время пребывания в Риме (1775 – 1780), изучение «античного классицизма» Для работ этого времени характерно обращение к традициям «классицизма Ренессанса», в частности к работам Рафаэля и Корреджо и традициям живописи XVІІ века, где главный интерес изучения вызывали работы Караваджо и братьев Карраччи-рафаэлевская лиричность образов, мягкость линий, образующих фигуры, а во втором, могучая светотень Караваджо, пластичность и сила экспрессии. Таким образом, ведущая роль отводится чувствительности и грациозности, свойственным рококо и сентиментализму.

2. Парижский период (1780 – 1789).

членом Академии живописи. черты нового «Революционного классицизма». «Классицизм», обращенный к вечным, незыблемым ценностям античности. Выражая республиканские добродетели свободы, равенства и братства, Давид обратился к идеалам древнеримской республики. (1783), «Клятва Горациев» (1784),. Именно с этого времени творчество идет двумя путями: 1. он пишет исторические полотна на античные сюжеты, где с помощью отвлеченных образов стремится донести до зрителя идеалы, волнующие предреволюционную Францию, 2. создает портреты, утверждающие образ реального человека, причем эти две грани его творчества не смешиваются вплоть до если в картинах он формулировал в общем виде возвышенные идеалы революции, то в портретах, точно с глубокой проницательностью воссоздавая характеры современников, он в то же время оценивал их значимость с точки зрения того, в какой мере в них осуществлялись лучшие стремления великой и героической эпохи [25, с. 7].

Для исторических работ характерно:

1. Обращение к сюжетам из мифологии и истории, связанным с проблемами республиканства, гражданского долга. Появляется новый тип героя, героя-республиканца, преданного своему отечеству. Показательно то, что мастер обращается именно к периоду республики в Древнем Риме, как времени гражданского общества, в котором общественные идеалы ставились выше личных;

2. Количество персонажей уменьшается: фигуры большого размера, располагающиеся на переднем плане – тем самым показывается значимость героев, приближенность их идеалов к идеям современности;

3. Произведения становятся более аскетичными, рафинированными, все в них упрощено, лаконично. Все незначительное сознательно убирается, на полотне, по убеждениям Давида, должно присутствовать только то, что способствует раскрытию основной идее;

4. Появляется четкое разделение на планы, математическая схема построения, архитектоническая уравновешенность – все это соответствует рационализму, идеи которого были распространены в этот период;

5. В картине выделяется один смысловой и композиционный центр;

6. Важными чертами становятся гражданский и патриотический пафос, что связано с воспитательными функциями искусства;