Стадия внесения законопроекта

Парламент обязан рассматривать только законопроекты, внесенные субъектами законодательной инициативы, которым это право предоставлено конституцией. Им обладают: глава государства (не всегда), палаты парламента, его постоянные комитеты и комиссии, правительство, группа депутатов или отдельные депутаты (Польша – один депутат), ряд органов государства по предметам их ведения (Верховный Суд, Генеральный прокурор в Бразилии). В большинстве стран Западной Европы от 80 до 95% всех законопроектов вносит правительство. В целом ряде стран депутаты парламента по много лет не вносят законопроектов.

Стадия обсуждения законопроекта состоит, как правило, из трех чтений в пленарных заседаниях парламента. Работа над законопроектом до первого чтения и в промежутках между чтениями проходит в постоянном комитете, комиссии , ответственной за его рассмотрение и называется комитетской стадией.

Первое чтение заключается в обсуждении принципиальных положений законопроекта, где выступает субъект законодательной инициативы или его представитель. После голосования проект либо передается в комитет для работы с ним, либо снимается с повестки дня и более не обсуждается.

Второе чтение начинается с доклада субъекта законодательной инициативы и содоклада постоянного комитета. Обсуждается каждая статья законопроекта, обсуждаются и голосуются поправки. Обсуждение проекта, как правило, носит фракционный характер. Фракция заранее принимает решение об отношении к проекту, его принятии, отклонении, изменении, дополнении. Выступающий представитель фракции лишь озвучивает позицию фракции. Члены фракции, как правило, обязаны голосовать согласно решению, принятому фракцией.

В ряде парламентов практикуется свободное обсуждение, т.е. депутат при этом не связан фракционной дисциплиной. Однако такая практика имеет место гораздо реже. Например, в Конгрессе США, как правило, свободное обсуждение.

Третье чтение состоит в обсуждении и голосовании по проекту в целом. Поправки в проект на этой стадии, как правило, не вносятся. Представители фракции выступают только с краткими заявлениями по мотивам голосования.

Принятие закона осуществляется в пленарном заседании парламента или палаты и требует определенного большинства (в Израиле и Румынии большинством присутствующих, причем в Израиле без кворума, в Чехии 3/5 голосов в каждой из палат). Голосование может вообще не проводиться (Испания, Индонезия), если нет возражений оппозиции, решение считается принятым путем консенсуса.

В двухпалатном парламенте проект становится законом, если он принят в обеих палатах. Если по проекту закона возникают разногласия палат, они преодолеваются следующим образом:

- проект переходит из одной палаты в другую, пока не будет принят в одинаковом тексте (правило «челнока»);

- создание согласительных комиссий из равного числа представителей палат;

- созыв совместного заседания обеих палат для принятия закона;

- вето верхней палаты может быть преодолено в нижней путем голосования квалифицированным большинством голосов (как правило, 2/3 от списочного состава палаты).

 

Промульгация закона главой государства включает ряд элементов:

- удостоверение закона, т.е. факта принятия его по должной процедуре;

- подписание закона;

- распоряжение о его опубликовании и исполнении.

Закон вступает в силу либо с момента его опубликования в указанный в нем срок, либо в предусмотренный законодательством конкретной страны срок вступления законов в силу (через 10 или 15 дней после опубликования).

Сложные законы, а также законы, затрагивающие права граждан, вступают в силу через несколько месяцев.