Интеллектуальные услуги

Концепция интеллектуальных сетей (Intelligent Network – IN) была разработана институтом BellCore в 1980-х гг. и после выпуска в 1993 году ITU-T пакета рекомендаций серии Q.1200 стала действующим международным стандартом, поддерживаемым также практически всеми основными организациями стандартизации связи: ETSI, ANSI и др. [17, 32, 60]. В рекомендациях Q.1201 и Q.1290 сказано, что термин IN (Intelligent Network – Интеллектуальная сеть) обозначает архитектурную концепцию, которая применима к сетям электросвязи и предусматривает строго определенный набор гибко используемых средств, способствующих созданию и введению в сети связи новых услуг, в том числе, услуг, управляемых пользователем. Концепция IN устанавливает набор правил, основная идея которых состоит в том, что правила эти не зависят от создаваемой услуги и от структуры сети, вкоторойуслуга будет предоставляться. Если услуга реализована в соответствии с названными правилами, ее называют услугой IN или услугой Интелектуальной сети.

Концепция IN базируется на трех основополагающих свойствах, котрыми должны обладать средства реализации и предоставления услуг IN , это от: вида услуг, структуры сети, производителя оборудования.

Независимость от вида услуг подразумевает , что сигнализация между елементами IN не изменяется при введении новой услуги . Под независимостью от структуры сети понимаеться возможность гибкого размещения сетевых функций и ресурсов IN и эффективного управления ими , не зависящая от особенностей оборудования, на базе которого развивается сеть связи.

SDP
SCP

 

 

 

Рис.13.7 Обобщенная структура интелектуальной платформы.

 

Интелектуальные услуги реализуются на базе так называемой интелектуальной платформы (рис. 13.7), включающей [17,32] :

Узел коммутации услуг SSP ( Service Switching Point)представляет собой коммутационную станцию , в которой сохраняются все функции управления процессом предоставления основных услугсвязи , оснащенную дополнительными программными средствами. SSP обеспечиваеет доступ абонтов сети связи к услугам IN и поддерживает протоколы взаимодействия с другими элементами IN . SSP определяет , что принятый им от абонента вызов требует обращения к услугам IN , и направляет соответствующий запрос в узел управления услугами SCP.

Узел управления услугами SCP (Servise Control Point) содержит программы , централизованно реализующие логику услуг, програмные средства, поддерживающие протоколы взаимодействия с другими елементами сети , системное програмное обеспечение. SCP принимает запрос от SSP ивозвращает ему инструкции для дальнейшей обработки вызова в соответствии с логикой затребованой услуги. До приема от SCP нужных инструкций обслуживание вызова в SSP приостанавливается. SCP отвечает за обслуживание вызова до тех пор, пока управление соединением не будет передано обратно в SSP . В течении времени, пока за обслуживание вызова отвечает SCP, SSP может передавать ему сообщения о результатах выполнения требуемых операций.

Узел базы данных услуг SDP (Service Data Point ) содержит данные, используемые программами логики услуги, чтобы обеспечить индивидуальность услуги.

Интелектуальная переферия IP (Inelligent Peripheral) выполнчет вспомагательные функции, поддерживающие диалог с абонентом, такие как передача приглашения к набору дополнительных цифр, прием цифр, передаваемых абонентом многочастотным способом(DTMF), распознавание речи инекоторые другие.

Узел менеджмента услуг SMP(Service Management Point) - предоставляет оператору сети возможности контроля и управления параметрами и конфигурацией услуг IN.

SCEP (Service Creation Environment Point) – узел создания услуг, выполняет функцию среды создания услуг ислужит для разработки, формирования и внедрения услуг в пункте их обеспечения SMP. Среда создания услуг содержат конструирования, модификации и тестирования услуг до начала коммерческой эксплуатации и средства загрузки соответствующих програм в SMR.

Применительно к интелектуальной сети разработан и стандартизирован (рекомендация Q.1218) новый прикладной протокол в системе сигнализации ОКС №7, так называемая прикладная подсистема интелектуальной сети INAR (Intelligent Network Applikation Part). В рамках рекомендаций ITU-T определены так называемые наборы возможностей CS1, которые предоставляются пользователю и контролируются в одной точке доступа , т.е. относятся к одному участку сети и к сети одного провайдера.

Интелектуальная сеть в объеме набора услуг CS1 не удовлетворяет требованиям мобильности . Чтобы устранить этот недостаток , комитетом SMG ETSI разработан стандарт CAMEL (Customized Applicetion for Mobile network Enhanced Logic) . CAMEL можна рассматривать как интеграцию IN и архитектуры GSM путем:

- адаптации существующего протокола сигнализации MAP стандарта GSM к расширенным требованиям;

- введением сигнализации IN для поддержания не стандартизированных GSM услуг[17] .

Как платформа, CAMEL позволяет операторам сетей GSM определять и вводить новые услуги, не их стандартизации в рамках стандарта GSM . Тем самым операторы получают возможность отличаться друг от друга спектром предоставляемых услуг и, что самое важное, обеспечивается национальный и международный роуминг этих услуг.

Фаза 1 стандарта CAMEL является первым шагом интеграции IN в стандарт GSM .Эта фаза содержит в себе возможности CS1 в отношении операций протокола и точек обнаружения и выходит за рамки CS1 в части усовершенствований относящихся к мобильным приложениям.

Для реализации первой фазы CAMEL определена самостоятельная прикладная подсистема ОКС № 7 (CAMEL Aplication Part) и соответствующий протокол CAP (CAMEL Aplication Protocol) , базирующийся на стандарте INAP CS1.

Концепция интелектуальных сетей оказывает широкие перспективы для создания и развития новых услуг . Среди услуг, реализуемых в настоящее время в сетях мобильной связи на базе интеллектуальных платформ , следует выделить следующие услуги: предоплаты (PPS Prepaid Servise); виртуальной частной сети (Virtual Private Network); прилритетного номера: «Приплата» (PRM Premium Rate); «Телеголосование» (VOT - Televoting).