Общие требования

Биллинговая система или информационно-биллинговая система [52] – это сетевой программно-технический комплекс, предназначенный для тарификации услуг мобильной (сотовой) связи, а также решения комплекса задач по управлению процессом предоставления услуг.

При всем разнообразии существующих биллинговых систем и путей их развития существуют документы, определяющие основные требования к биллинговым системам. В России таким документом является «Общие технические требования на автоматизированные системы расчетов с пользователями за услуги электросвязи», который определяет основные функциональные возможности таких систем и их техническую реализацию. Этот документ утвержден Госкомсвязью России 16 июня 1998 года. Кроме этого, существует ряд международных документов из серии «ITU Recommendations». Одним из основных документов можно назвать рекомендацию D.93 «Charging and accounting in the international land mobile telephone service (provided via cellular radio systems)». В данной рекомендации [52] даны основные принципы тарификации при предоставлении услуг мобильной связи.

Обобщенный принцип работы биллинговой системы заключается в следующем. Контроллер коммутатора записывает информацию о соединениях в память. Информация в виде файлов или блоками с определенной периодичностью записывается на ленту стримера (рис. 12.1, а), или передается в компьютер биллинговой системы по каналу связи (рис. 12.1, б). Далее лента считывается на компьютере биллинговой системы и проводится тарификация записей о соединениях в соответствии с их продолжительностью, направлением и другими параметрами, определяется их принадлежность, выставляется счет и выполняется ряд других функций.

Рис. 12.1. Обобщенная структура биллинговой системы

 

Для выполнения функций тарификации и выставления счетов в биллинговой системеI хранится необходимая для этого информация. Это информация о контрактах с клиентами, информация о клиентах, оборудовании, предоставляемых услугах, а также различная нормативно-справочная информация. Кроме этого, в биллинговую систему вводится информация о платежах клиентов. Используя данные о текущих начислениях за предоставленные услуги, проданное оборудование и о полученных платежах, биллинговая система осуществляет одну из важнейших функций – кредитный контроль. Данная функциональность, используя интерфейс с коммутационным оборудованием, позволяет автоматизировать процесс активации/деактивации абонента, а также позволяет изменять набор предоставленных услуг в оперативном режиме.

На практике эффективная биллинговая система является сложным программно-аппаратным комплексом, который используется практически по всех подразделениях предприятия: в бухгалтерии, в отделе продаж, в отделе поддержки абонентов, на складе и в других службах.