Последовательность упражнений (на материале орфограммы «Безударная проверяемая гласная в корне»)
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Причины ошибок на безударные гласные в корне: неумение поставить ударение, выделить морфему, «всматриваться» в слово с затемненным составом, учитывать чередования гласных и согласных.
– Актуализация материала об ударении, чередовании звуков.
Произнесите данные слова, выделяя в них ударные слоги: весна, весенний, вешний лес; лесник, леший; граждане, гражданский, горожане, городской,; вода, водяной, водовоз.
Выделите в данных словах (записанных на доске) ударные и безударные звуки (устно), затем перепишите, поставив ударение: бережливый, распространение, беспрекословный, употребление, впечатление, ограничение.
Измените данные слова так, чтобы ударение переместилось из одного слога в другой: обставить, вычисление, разрядить.
Покажите, как меняется грамматическая форма в зависимости от места ударения: колбАсЫ, мЕстА, зИмЫ.
Измените данные слова или подберите к ним однокоренные так, чтобы безударные гласные корня стали ударными: остановиться, наслаждение, различать.
– Работа над составом слова (в т.ч. со словами с затемненным составом, требующим этимологического анализа)
– Пропедевтика в различении чередующихся звуков – гласных и согласных (у некоторых школьников складывается представление о корне как о части слова, которая не изменяется), в т.ч. полногласных и неполногласных сочетаний:
Укажите чередования гласных корня в словах: смотреть – присматриваться, поздно – опаздывать, носить – вынашивать, соберу – собирать, вытереть – вытирать, плавать – пловец – плывунец, вздохуть – воздух – вздыхать.
Приведите примеры однокоренных слов с чередованием гласных и согласных корня к следующим словам: олицетворение (личный), обнажать (наг), простаивать (простой, простоять)
Укажите чередования согласных корня в словах: стеречь – стерегу – стережешь, восходить – восхожу – восхождение, лик – лицо – личина, друг – дружеский, любить – люблю.
Укажите чередование гласных и согласных в словах: лоск – лощеный, воск – вощеный, просить – прошение – выпрашивать, ходить – хождение – выхаживать.
Укажите полногласные и неполногласные сочетания в словах: влачить – волочить, ограда – огород.
Подберите к словам с полногласными сочетаниями родственные слова с неполногласными сочетаниями: ворочаться, гражданин, здравие, голос.
Приведите примеры слов с полногласными и неполногласными сочетаниями: оло – ла, оро – ра, ере – ре.
Объясните, сопоставив полногласные и неполногласные сочетания, правописание безударных гласных корня в словах: вратарь, гражданин, оградить, наволочка, перегородка, золотой.
УПРАЖНЕНИЯ-ИЛЛЮСТРАЦИИ используются для подготовки перенесения правила на конкретные слова.
Примирять: выяснить значение, выделить корень, поставить ударение, подобрать проверочное слово.
Примеры давать в сопоставлении: распевать – распивать, чтобы показать, какие трудности могут ожидать, чтобы предупредить возможные ошибки, кроме того, сопоставление смешиваемых написаний способствует формированию аналитического подхода к явлениям орфографии, воспитывает у учащихся орфографическую бдительность.
ЗАКРЕПИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Одна из причин ошибок – отсутствие навыка узнавания орфограммы в тексте, когда внимание на нее не нацеливается, когда приходится одновременно решать несколько орфографических задач.
Чтобы подготовить детей к преодолению этой трудности, следует постоянно работать над формированием орфографической зоркости, привычки по ходу письма дифференцировать орфограммы: - упражнения разных типов на выписывание из текста, предъявляемого на слух и зрительно слов на определенную орфограмму (возможно, с классификацией);
- не констатация, а объяснение написания.
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Смысл повторения – предупредить забывание, усовершенствовать знания и умения. Повторение должно быть систематичным, на новом материале, практически направленным.
Пути повышения эффективности орфографических упражнений:
- варьирование словесного материала: одни и те же орфограммы должны включаться в различный словесный материал;
- материал должен приучать к различению случаев, относящихся к разным правилам (НЕ с различными частями речи);
- включать в материал упражнений трудные случаи (при- и пре-; н и нн; не и ни);
- приучать при простом списывании подчеркивать орфограмму-букву
- учет типичных затруднений.
Трудности в распознавании и усвоении орфограмм | Пути преодоления трудностей | Примеры упражнений |
Смешение частей речи, грамматических категорий и морфем | Упражнения на различение слов и грамматических категорий | Определите морфемный состав глаголов. выпишите слова без окончания, слова с нулевым окончанием. Подчеркните глаголы, в которых окончание стоит не на конце слова. Раскаяться, стремиться, улыбнуться, стерегу, поостерегся, вырасти, берегу, береги, берегись, берегитесь, берег бы. |
Неразличение лексического значения омофонов | Полоскать – поласкать, гриб – грипп, обежать – обижать, примерять – примирять, поседеть – посидеть, развиваться-развеваться. | |
Незнание значений слов с затемненным составом вызывает ложные ассоциации («далекий» проверяют словом «дол», «шалун, шалить» - «шаль» | Структурный анализ слова с выделением лексического и грамматического значения и обоснованием написания. | Вентиляция, безалаберность, иждивенец, старожил, пресловутый, беспрекословно, живительный, щуплый, околесица, препинание, |
Смешение правил | Упражнения на дифференциацию: В1. Выборочный диктант или выборочное списывание. В2. Комментированное письмо. | Выпишите НЕ с причастиями. Объясните все случаи написания НЕ с частями речи. |
Неумение применять правила | Все предыдущее плюс тренировка в объяснении орфограмм. | Алгоритм: 1. Подчеркните орфограмму. 2. Выделите морфему с орфограммой. 3. Укажите часть речи. 4. Применяйте правило. О б р а з ц ы р а с с у ж д е н и я. В слове «скользко» в корне есть орфограмма, потому что есть выбор букв З или С. В других словах с этим корнем перед гласной возможна только буква З. Значит, «скользко» пишем через З. |
Показатели успешного формирования орфографического навыка: