ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Типология орфографических упражнений:

– Опознавательные

– Классификационные

– Творческие

– Орфографические тренинги-пятиминутки

 

– Синтетические

К фразеологизмам 1 группы подберите фразеологизмы-синонимы из 2 группы. (Составьте синонимичные пары.) Вставьте пропущенные буквы.

1 группа 2 группа
Лежать на печи, как на иголках, приб…рать к рукам, как на пожар, болеть душой, одержать верх, кануло в реку забвения, высоко летать, как попало, пропади пропадом. Г…ри синим пламенем, как Бог на душу пол…жит, много пол…гать о себе, г…рит, нал….жить лапу, как на г…рящих угольях, быльем пор…сло, пол…жить на обе лопатки, входить в пол…жение, сидеть сл…жа руки.

– Списывание

1. Неосложненное:

    • Обучающее (с комментариями, выборочное);

Комментированное письмо

 

Выборочное списывание:

«Выпишите примеры с буквами о-ё сначала в корне, затем в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных, наконец – в глаголах». (То же самое задание, но с пропущенными буквами – осложненное выборочное списывание).

    • Контрольное (ограничение по времени).

 

2. Осложненное:

· С пропуском букв;

· Со вставкой пропущенных букв (комментарий до/после записи; самостоятельная работа).

Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. (Если пропуски на разные правила, то формируется навык дифференциации языковых явлений).

 

1) Прог…рел, выг…рел, …

2) Заг…р, уг…р, …

3) Заг…релый, уг…релый, …

Справка:

Перег…рел, ог…рок, наг…реть, разг…р, обг..рел, дог…релый, заг…рел, приг…релый, наг…р, уг…рел

· Выборочное (этап подготовки к выборочному диктанту)

 

3. Творческое списывание:

· С изменением языкового оформления текста;

· С изменением содержания;

· деформированного текста: Я бабушка просить оладушки испечь.

· С разрисовкой текста (закрашивание, обозначение цветом, включение рисунков)

По двое

 

надвое

 

Все упражнения направлены на формирование орфографической зоркости: формируем орфографическую бдительность и навыки самоконтроля.

 

Упражнения на написание по традиционному принципу:

  • восстановление пропущенных букв;
  • словарно-орфографический диктант;
  • составление словариков;
  • включение данных слов в определенные группы – тематические, близкие по составу (с приставкой моно-);
  • обращение к этимологии слова.

 

Упражнения на регулируемые написания:

  • зрительное предъявление – списывание простое или осложненное (с дополнительным заданием, с орфографическими манипуляциями, выборочное списывание, списывание с проговариванием, комментированное письмо);
  • слуховое предъявление – диктант.