ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Типология орфографических упражнений:
– Опознавательные
– Классификационные
– Творческие
– Орфографические тренинги-пятиминутки
– Синтетические
К фразеологизмам 1 группы подберите фразеологизмы-синонимы из 2 группы. (Составьте синонимичные пары.) Вставьте пропущенные буквы.
1 группа | 2 группа |
Лежать на печи, как на иголках, приб…рать к рукам, как на пожар, болеть душой, одержать верх, кануло в реку забвения, высоко летать, как попало, пропади пропадом. | Г…ри синим пламенем, как Бог на душу пол…жит, много пол…гать о себе, г…рит, нал….жить лапу, как на г…рящих угольях, быльем пор…сло, пол…жить на обе лопатки, входить в пол…жение, сидеть сл…жа руки. |
– Списывание
1. Неосложненное:
- Обучающее (с комментариями, выборочное);
Комментированное письмо
Выборочное списывание:
«Выпишите примеры с буквами о-ё сначала в корне, затем в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных, наконец – в глаголах». (То же самое задание, но с пропущенными буквами – осложненное выборочное списывание).
- Контрольное (ограничение по времени).
2. Осложненное:
· С пропуском букв;
· Со вставкой пропущенных букв (комментарий до/после записи; самостоятельная работа).
Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. (Если пропуски на разные правила, то формируется навык дифференциации языковых явлений).
1) Прог…рел, выг…рел, …
2) Заг…р, уг…р, …
3) Заг…релый, уг…релый, …
Справка:
Перег…рел, ог…рок, наг…реть, разг…р, обг..рел, дог…релый, заг…рел, приг…релый, наг…р, уг…рел
· Выборочное (этап подготовки к выборочному диктанту)
3. Творческое списывание:
· С изменением языкового оформления текста;
· С изменением содержания;
· деформированного текста: Я бабушка просить оладушки испечь.
· С разрисовкой текста (закрашивание, обозначение цветом, включение рисунков)
По двое
надвое
Все упражнения направлены на формирование орфографической зоркости: формируем орфографическую бдительность и навыки самоконтроля.
Упражнения на написание по традиционному принципу:
- восстановление пропущенных букв;
- словарно-орфографический диктант;
- составление словариков;
- включение данных слов в определенные группы – тематические, близкие по составу (с приставкой моно-);
- обращение к этимологии слова.
Упражнения на регулируемые написания:
- зрительное предъявление – списывание простое или осложненное (с дополнительным заданием, с орфографическими манипуляциями, выборочное списывание, списывание с проговариванием, комментированное письмо);
- слуховое предъявление – диктант.