Психологические основы формирования орфографических знаний (теоретических и практических). Развивающие задачи уроков РЯ.

Какую умственную работу должен проделать учащийся, чтобы применить орфографическое правило к конкретному случаю:

  • Опознать (найти, определить) орфограмму – это опознавательный этап анализа;
  • Выбрать нужное правило, которое нужно применить в данном случае, - выборочный этап анализа;
  • Применить правило, определив необходимые и достаточные признаки орфограммы.
  • Запомнить.

Следовательно, необходима опора на психические механизмы памяти, внимания, мышления и восприятия.

Развитие внимания: роль установки учителя, специальные упражнения на внимание.

Мышление: осознание сути изучаемого явления, лексический и грамматико-орфографический анализ слов, выделение орфограмм, их графическое обозначение.

Восприятие: опора в обучении на слуховое восприятие (передача фонем с помощью графем), на зрительное (видение орфограммы на письме), на кинестетические ощущения (мускульные усилия органов речи, мышечные движения пальцев руки во время письма).

Значит, необходима опора при формировании УН на все виды памяти. Правописная память складывается из:

  • Зрительной памяти (формируется при неосложненном списывании - текста без дырочек…);
  • Слуховой (в процессе орфографического чтения);
  • Речедвигательной (в процессе послогового и орфографического проговаривания во внутренней и внешней речи);
  • Моторной (многократная запись слова вместе с родственными).

Типы заданий: Прочитайте… Спишите… Проговорите по слогам...

Формирование установки на запоминание!

Лингвистические предпосылки работы по орфографии. Принципы орфографии.

Большинство орфографических правил базируется на законах грамматики.

Принципы орфографии – языковые закономерности, лежащие в основе одного или нескольких правил.

Подготовить конспект: «Принципы русской орфографии в методике преподавания орфографии».