Значение раздела, цель и задачи.
Методика изучения орфографии
Научить писать грамотно на родном языке – первостепенная цель любого учебного заведения во все времена.
Орфографическая грамотность учащихся – умение правильно, в соответствии с принятыми правилами правописания употреблять графические средства (буквы, дефис, пробел) при передаче на письме звучащей речи. Автоматически верное письмо формируется в процессе специального сознательного научения.
Долгие годы школа была ориентирована на орфографическую грамотность как на самую главную ценность предмета РЯ. Поэтому это самый разработанный раздел. Одновременно следует признать, что это и самый трудный раздел, работа по орфографии не всегда поддается прогнозируемым результатам.
Абсолютная орфографическая грамотность – умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами.
Относительная орфографическая грамотность – умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.
В школе ставится цель сформировать относительную орфографическую грамотность.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие обучающие задачи:
- Дать представление об орфограмме и о системе правил правописания РЯ.
- Сформировать:
- основные орфографические понятия,
- орфографические умения и навыки на основе этих понятий.
Орфографические умения – составная часть умений по русскому языку: узнавать признаки орфограммы, находить орфограммы в словах и словосочетаниях, правильно соотносить их с изученными грамматико-орфографическими правилами; определять проверяемость/непроверяемость; применять правила; осуществлять орфографический разбор слов; выполнять орфографическое комментирование (полное/частичное); производить орфографическую проверку написанного текста, находить, объяснять и исправлять орфографические ошибки как в своем, так и в чужом тексте; пользоваться словарями и справочниками.
Орфографический навык – совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий учащихся. Конечная цель обучения орфографии – максимальная автоматизация письма. Выработать навык симультанного применения орфографического правила. Симультанность предполагает быстрое реагирование на внешний стимул готовым образом, извлекаемым сознанием в конкретный момент в конкретных обстоятельствах. (Антонова, 370).