Фактура и жест
Большое влияние на характер жеста оказывает тип фактуры. Плотная, насыщенная, тяжеловесная фактура отображается соответственно тяжелым, массивным жестом с использованием предплечья и плеча, а прозрачная, разреженная—
Средства дирижерской выразительности
легким кистевым движением. По той же причине более плотную фактуру естественно передавать в нижней плоскости тактирования, более легкую — в верхней.
Далеко не безразличен для выбора жеста склад письма, который лежит в основе хорового изложения. В зависимости от того, преобладает ли мелодический, подголосочный или аккордный склад, аккордово-гармоническое, гомофонно-гармо-ническое или полифоническое изложение, дирижер может менять величину, объем жеста и уровень плоскости тактирования.
Часто возникает необходимость выделить тематически важный голос или затушевать второстепенные, оттенить первый и второй планы, усилить контраст ведущих голосов и фона. В этих случаях целесообразно прибегать к дифференцированному показу, сочетая рельефный, укрупненный жест одной руки с небольшим, сдерживающим — другой, а также к различному уровню дирижерских плоскостей. В случае, когда нужно выделить избирательно какую-либо партию или группу исполнителей, дирижер направляет в их сторону кисть левой руки, обращенную ладонью вверх, и легким движением пальцев приглашает усилить звучание. Того же эффекта можно достичь указующим жестом, цель которого — обратить внимание хора на тематический голос.
Артикуляция и жест
Характер музыки в большой степени зависит от того, как она исполняется: связно, певуче или сухо, отрывисто, тяжеловесно или грациозно, жестко или мягко. Эти артикуляционные моменты воплощаются в хоровом исполнительстве с помощью использования различных по степени слитности и расчлененности штрихов.
В дирижерской практике, как указывалось ранее, наиболее часто используются три типа штриха — легато, нон легато и стаккато.
Выполнение легато в дирижировании требует связанности всех движений. Отличительными чертами его являются плавность, а доли связываются между собой округленными, тянущимися жестами. Для того чтобы легато было по-настоящему певучим, нужно обратить внимание на свободу, подвиж-