Динамика и жест
Выразительные возможности жеста проявляются наиболее сильно и ярко в передаче громкостной динамики, способы отображения которой очень разнообразны. Они зависят как от стиля произведения и характера музыкального образа, так и от индивидуальности дирижера, его темперамента, эмоционального склада, специфики дирижерского аппарата. Тем не менее в области передачи динамики существуют некоторые общие закономерности, природа которых обусловлена многовековой человеческой практикой.
Так, очевидно, что сила зависит от энергии, мышечного напряжения. Столь же очевидна ассоциативная связь силы с весомостью, массой, объемом, плотностью. Эти закономерности определяют и выбор дирижерских приемов для воплощения динамики.
Один из простейших способов отображения в жесте силы — большая или меньшая величина удара, которая зависит в свою очередь от величины и энергии размаха (чем значительней
208 Глава 7. Концертное исполнение
размах, чем больше высота, с которой падает рука, тем сильнее удар). Поэтому громкость в дирижировании передается при помощи увеличения или уменьшения вертикали тактирования и замаха к доле.
Наряду с высотой жеста существенную роль в передаче динамики играют другие параметры объема дирижерских движений — ширина и глубина. Всякое расширение, раскрытие, движение, направленное от себя, вызывает ассоциации с ростом, увеличением, нагнетанием, эмоциональным порывом, развитием, а сужение, сжатие напротив — с затуханием, ограничением. Поэтому отдаление или приближение руки к себе, увеличение или уменьшение длины горизонтали в тактировании увязывается соответственно с усилением или ослаблением звучности.
Непосредственное отношение к дирижированию имеет и зависимость силы удара от массы, веса падающего тела. Ни у кого не вызывает сомнения, что удар всей рукой будет более мощным, чем удар ладонью или пальцами. Поэтому абсолютно правомерно выражать в дирижировании увеличение силы путем подключения к кисти более весомых частей руки — предплечья и плеча, прибегая к массе всей руки в моменты, требующие достижения максимальной громкости.
Конечно, выражение силы не обязательно должно осуществляться с помощью действительного усилия и мышечного напряжения. Главное для дирижера — жестом создать видимость силы, чему может способствовать образный показ физического усилия, связанный с преодолением какого-либо препятствия, сопротивления, противодействия, передача в жесте ощущения весомости, насыщенности звука. Правда, такой жест возможен лишь в умеренных или медленных темпах. В быстрых темпах скорость движения, как правило, не позволяет им пользоваться. Здесь динамика передается изменением плоскости и образными средствами дирижирования. По П.Г. Чеснокову, руки, находящиеся на уровне верхней части груди, показывают форте, на середине корпуса — меццо-форте, внизу, на уровне пояса — пиано1. Такое разделение, основанное на стремлении отразить в жесте рост, движение от ограниченного, «приземленного» к безграничному, высокому, можно принять в качестве одного из вариантов отображения
1См.: Чесноков П.Г. Хор и управление им. — М., 1961. — С. 152—153.
Средства дирижерской выразительности 209
динамики, но не за абсолютное правило. Сила и насыщенность звучания вполне могут быть переданы и на более низком уровне при помощи коротких, резких, энергичных толчков со сдержанной, короткой отдачей. Точно так же в некоторых случаях, особенно для показа растворения, истаивания звука, наиболее естественно изображать пиано не внизу, а наверху.
Органичность передачи динамики в той или иной плоскости должна определяться главным образом весомостью, плотностью звука. Легкий, светлый звук лучше показать жестом на верхнем уровне, тяжелый — на нижнем.
Перечисленные способы показа постоянной динамики являются определяющими и для выражения подвижной нюансировки. Необходимость передать большую шкалу градаций звучности требует от дирижера владения более обширным арсеналом дирижерских средств и гораздо большей исполнительской гибкости. Причем выбор средств зависит здесь не столько от требуемого динамического диапазона, сколько от длительности нарастания или убывания звучности.
Чтобы показать крещендо, распространяющееся на одну долю, достаточно расширить ауфтакт, придав его замаху направление в сторону, обратную от доли, на которую приходится усиление звука. Для показа диминуэндо такой же длительности достаточно уменьшить жест и приблизить руку к себе. Гораздо сложнее только при помощи изменения амплитуды жеста передать длительное нарастание или убывание звучности. Часто дирижеры преждевременно достигают предельного объема жеста, что приводит к столь же преждевременному достижению предельной силы звука. Здесь особенно важна экономия дирижерских средств. Лучше всего длительное крещендо начинать не с увеличения амплитуды движения, а с усиления его внутренней насыщенности, приберегая самые активные средства к концу. Интенсификации жеста без его увеличения можно добиться разными средствами — приближением руки к корпусу в начале крещендо (как бы спружи-нивание перед последующим энергичным действием), постепенным усилением удара, постепенным повышением уровня тактирования. Лишь после исчерпания этих средств можно переходить к последовательному увеличению массы жеста, вертикали, а затем и горизонтали тактирования.
Длительное диминуэндо достигается главным образом за счет уменьшения амплитуды и интенсивности движений, при-
210 Глава 7. Концертное исполнение
ближения руки к корпусу и понижения плоскости тактирования. Большое значение в показе диминуэндо имеет выразительный жест левой руки.
Исполнители обычно неохотно реагируют на жесты дирижера, показывающие ослабление звучности. Поэтому иногда уместно прибегать к некоторому преувеличению выразительных средств. Большое значение для яркого и легкоусвояемого показа динамики имеют выразительные образные жесты, прототипом которых являются движения, встречающиеся в повседневной жизни. Для передачи диминуэндо., например, часто применяются отстраняющий или запрещающий, отрицательный жест. Этот жест выполняется обычно плоскостью ладони левой руки. Причем степень категоричности отказа или запрета зависит от плавности или резкости движения.
Для показа крещендо столь же естественно использовать Образный жест, требующий увеличения громкости. При этом кисть должна быть раскрыта и обращена ладонью вверх.
В случаях, когда нужно выделить какую-либо партию или группу исполнителей, используется зовущий жест. Направляя в сторону партии левую руку с обращенной вверх ладонью, дирижер легким движением пальцев «приглашает» ее выделиться на фоне остальных, усилить звучание. Если такое усиление звучности требуется от большой группы исполнителей, то лучше использовать показ всей рукой.
Необходимость быстрой реакции хора в исполнении суби-то пиано и субито форте также обусловливается применением ясно видимых образных жестов. В показе субито пиано очень эффективен предостерегающий жест — стремительно выдвинутая вперед рука с раскрытой и поднятой вверх ладонью. Этот жест должен вызвать представление об инстинктивном побуждении, связанном с защитной реакцией, оборонительным, ограждающим, запрещающим сигналом. Причем его эмоциональная и волевая окрашенность будет зависеть от стремительности жеста, соответствующей мимики и устремления корпуса вперед (или, напротив, отклонения назад). Для показа субито пиано можно применить и жест диаметрально противоположный — стремительное отдергивание руки, иногда сопровождаемое отстранением корпуса. Предпосылка выразительности этого движения — как бы реакция отстранения от опасности, вызванная внезапным испугом, и неожиданным
Средства дирижерской выразительности 211
соприкосновением с чем-то острым, горячим и т.п. Необходимость в таком показе возникает в случаях возникновения субито пиано на гребне стремительного динамического нарастания.
Очень сложен показ субито форте. Энергичный ауфтакт, необходимый для показа этого нюанса, невольно заставляет исполнителей усиливать звук и препятствует тем самым достижению внезапности. Поэтому лучше всего оставить руку в том же положении, что и в начале доли, это обеспечит сохранение предшествующей динамики. Движение руки после остановки будет воспринято как активный ауфтакт к форте. Внезапные, контрастные сопоставления звучности форте и пиано лучше всего передавать резким изменением объема жеста и плоскости тактирования, а также приближением руки к себе или отведением от себя.