Качество звучания

Работа над звуком считается главной заботой и обязаннос­тью любого исполнителя. «Пение» на инструменте — это пер­вооснова исполнительской техники музыканта-инструмента-

1 Серов А. Избранные статьи: В 2 т.— М., 1957. - Т. 2. — С. 537.


Средства исполнительской выразительности. 137

листа, тем более хорового дирижера, инструментом которого является человеческий голос. Высокая культура задушевно­го проникновенного пения, свойственного лучшим представи­телям русской классической исполнительской школы, нахо­дит свое продолжение и развитие в отечественном музыкальном исполнительстве как один из критериев мастер­ства музыканта, оркестра, хора.

С самого начала работы над произведением у певцов сле­дует воспитывать вкус к выразительному, т. е. чистому, соч­ному, насыщенному, гибкому, теплому, динамически разно­образному и красивому звучанию.Однако при этом нельзя забывать о том, что красота звука — не самоцель. Нередко из­лишняя его красивость приносит больший вред художествен­ному образу произведения, чем «некрасивое» и даже непри­ятное звучание. Все зависит от контекста, от содержания. Работа над звуком — это не только техническая сторона дела, в ней активно участвуют и эмоциональные, и интеллектуаль­ные способности исполнителя. Обычно она проводится в двух направлениях: поиск максимального разнообразия звуковых красок и достижение возможно большей певучести, напевно­сти. Остановимся подробнее на понятии певучесть, с которой прежде всего связано представление о пластической красоте музыкального звучания.

Каким бы многообразным ни представлялось музыкальное искусство, сущность его всегда одна, аименно — певческая природа музыки. Человеческий голос неизменно остается не­превзойденным образцом певучести. Однако, как это ни пара­доксально, не многие хоры и хоровые певцы умеют по-настоя­щему хорошо петь. Не случайно дирижеру для выработки у них ощущения певучести приходится прибегать к образным сравнениям пения с игрой на скрипке, виолончели, баяне, ду­ховых инструментах.

Раскрывая смысл термина «напевность», известный дири­жер A.M. Пазовский писал: «Ощущение напевности — это преж­де всего ощущение мелоса, как непрерывно движущейся, сво­бодно и пластично льющейся звуковой струи, регулируемой дыханием (у певцов и исполнителей на духовых инструмен­тах) или движением смычка. Для достижения напевности не­обходимо овладение главным ее элементом: упругим, пластич­ным звуком, который независимо от характера и формы строения самого мелоса, от силы и быстроты, динамических