Качество звучания
Работа над звуком считается главной заботой и обязанностью любого исполнителя. «Пение» на инструменте — это первооснова исполнительской техники музыканта-инструмента-
1 Серов А. Избранные статьи: В 2 т.— М., 1957. - Т. 2. — С. 537.
Средства исполнительской выразительности. 137
листа, тем более хорового дирижера, инструментом которого является человеческий голос. Высокая культура задушевного проникновенного пения, свойственного лучшим представителям русской классической исполнительской школы, находит свое продолжение и развитие в отечественном музыкальном исполнительстве как один из критериев мастерства музыканта, оркестра, хора.
С самого начала работы над произведением у певцов следует воспитывать вкус к выразительному, т. е. чистому, сочному, насыщенному, гибкому, теплому, динамически разнообразному и красивому звучанию.Однако при этом нельзя забывать о том, что красота звука — не самоцель. Нередко излишняя его красивость приносит больший вред художественному образу произведения, чем «некрасивое» и даже неприятное звучание. Все зависит от контекста, от содержания. Работа над звуком — это не только техническая сторона дела, в ней активно участвуют и эмоциональные, и интеллектуальные способности исполнителя. Обычно она проводится в двух направлениях: поиск максимального разнообразия звуковых красок и достижение возможно большей певучести, напевности. Остановимся подробнее на понятии певучесть, с которой прежде всего связано представление о пластической красоте музыкального звучания.
Каким бы многообразным ни представлялось музыкальное искусство, сущность его всегда одна, аименно — певческая природа музыки. Человеческий голос неизменно остается непревзойденным образцом певучести. Однако, как это ни парадоксально, не многие хоры и хоровые певцы умеют по-настоящему хорошо петь. Не случайно дирижеру для выработки у них ощущения певучести приходится прибегать к образным сравнениям пения с игрой на скрипке, виолончели, баяне, духовых инструментах.
Раскрывая смысл термина «напевность», известный дирижер A.M. Пазовский писал: «Ощущение напевности — это прежде всего ощущение мелоса, как непрерывно движущейся, свободно и пластично льющейся звуковой струи, регулируемой дыханием (у певцов и исполнителей на духовых инструментах) или движением смычка. Для достижения напевности необходимо овладение главным ее элементом: упругим, пластичным звуком, который независимо от характера и формы строения самого мелоса, от силы и быстроты, динамических