Художественная отделка произведения

Подлинно творческий процесс материализации исполни­тельского замысла начинается с момента, когда произведение технически выучено и дирижер обретает свободу в выражении своего исполнительского «я». Точное выполнение нотного тек­ста — это еще не искусство. Полноценное художественное ис­полнение музыкального произведения отличается от грамот­ного прочтения нот так же, как художественное исполнение стихотворения — от простого чтения вслух, «Чтение нот, —

1 Соколов Вл. Работа С хором. — М., 1983. — С. 177.


136 Глава 6. Репетиционная работа с хором

писал в этой связи А. Серов, — самое верное, в самом широ­ком смысле значения слова чтение (т. е. при безукоризненной технике) — только азбука музыкального исполнения. Можно очень верно прочитать какое-нибудь музыкальное произведе­ние (т.е. исполнить совсем хорошо со стороны техники) и быть между тем за миллион верст от смысла сочинения»1.

Это действительно так. Технически разобрать произведе­ние, выучить его на память и грамотно спеть могут многие, а дать убедительную и яркую интерпретацию — единицы. Не случайно среди руководителей хоров значительно чаще встречаются профессионально грамотные хормейстеры-ре­петиторы, чем дирижеры-исполнители. Если для техничес­кого выучивания произведения с хором достаточно владеть хормейстерскими навыками и методическими приемами хо­ровой работы, то для «постановки» музыкального произведе­ния этого мало. Здесь нужны художественная одаренность, культура, тонкость восприятия, воображение, фантазия, вкус, эмоциональность.

Ясно, что не все руководители обладают этими качества­ми. Однако если мы хотим, чтобы хоровое исполнение харак­теризовалось не только техническим мастерством, но и худо­жественной убедительностью, воспитывать в себе эти качества необходимо.

Наиболее эффективный путь воспитания указанных ка­
честв заключается в осознании выразительной сущности от­
дельных исполнительских средств и приемов, закономернос­
тей их художественного воздействия. Рассмотрим наиболее
существенные из них.

Средства исполнительской выразительности