Качества хоровой звучности



Система логического чтения включает следующие после­довательные операции:

♦ выделение главных по мысли слов и слов второстепенных,
им подчиненных;

♦ обозначение этих главных слов логическими ударе­ниями;

♦ распределение слов, связанных между собой по смыслу, по речевым группам (их называют также речевыми звеньями или речевыми тактами);

♦ расстановку логических пауз.

В целостном по значению отрезке речи (речевом такте) все­гда есть главное, наиболее важное по смыслу слово, несущее логическое ударение. Выделение этого слова не обязательно достигается только силовым его подчеркиванием. Иногда оно может быть произнесено и тише других, но сосредоточение мысли на нем делает его логически ударным. В одном предло-жении может быть только одно такое слово (исключение со-ставляют перечисления и сопоставления). В свою очередь, в слове также может быть только одно ударение. Это правило целиком сохраняет свою силу и в пении. Два или даже больше ударений в слове возникают от неумения певцов смягчить безударный слог, попадающий на сильную долю такта, или ot неумения снять ударение с безударного слога, приходящегося на более высокую, чем ударный, ноту. Такие ситуации встречаются при исполнении вокально-хоровой музыки на каждом шагу. И дело тут не только в том, что точное соответ­ствие музыкального метра поэтическому (совпадение ударных слогов с сильной долей такта, а безударных — со слабыми) — явление достаточно редкое. Хормейстеры и певцы порой не учитывают того обстоятельства, что в поэтической, как и в про­заической речи помимо словесных возникают еще фразовые ударения, выделяющие наиболее важное по смыслу слово семантико-синтаксической группы. «Каждое достаточно обшир­ное речевое высказывание (предложение), — пишет В. М. Жир­мунский, — распадается на несколько взаимоподчиненных фразовых групп, объединенных ударениями, различными по своей силе»1. При вокализации поэтического текста исполни­тель должен стремиться по возможности сгладить, сделать незаметными «неправильности» музыкальной декламации —

1 Жирмунский В.М. Введение в метрику. —Л., 1925.— С. 94.


74 Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент»

несовпадение ударных слогов с сильными, безударных — со слабыми долями такта. Хормейстеру, как и певцу, надо сле­дить за тем, чтобы в процессе пения не выделялись безу­дарные слоги (к этому часто провоцируют и метрические му­зыкальные акценты, и «скачки» на высокие звуки), а выделяемое ударением слово было действительно самым важ­ным и существенным для понимания смысла фразы. Не менее сложная проблема, стоящая перед исполнителями вокально-хоровых произведений, — необходимость частичного сглажи­вания расхождений с композитором в распределении слов по речевым группам. Если в речи такая группировка осуществ­ляется с помощью логических пауз, то в музыке соответству­ющий им перерыв может отсутствовать. В таких случаях хо­ровой дирижер должен осторожно, с помощью введения цезур, короткого дыхания попытаться достичь компромисса между речевым и музыкально-речевым произнесением поэтическо­го текста. Наконец, в поле зрения дирижера должна постоян­но быть фразировка музыкально-поэтического текста, ибо в хоровом исполнении фразовое (логическое) ударение имеет сравнительно большее значение, нежели словесное или метри­ческое. Но, к сожалению, именно в хоровой музыке мы чаще всего встречаемся с несовпадением логического центра словес­ной фразы с вершиной музыкальной фразы, с разрывом одной литературной фразы на два и более музыкальных построения и т.д. Здесь на помощь исполнителю приходят формообразу­ющие средства музыки, и в первую очередь вокальное дыха­ние, способное выполнять и объединяющие, и расчленяющие функции. В хоре же в этих целях можно использовать «цеп­ное» дыхание, которое позволяет не только соединять разроз­ненные построения, но и делать паузу (для взятия дыхания) в любом месте произведения.

Строй

Другим важнейшим параметром звучания любого инстру­мента являетсястрой — понятие, которым обозначается сис­тема звуковысотных отношений, применяемых в музыке. Эти отношения на протяжении веков менялись в зависимости от национального своеобразия, особенностей развития ладогар-монической системы, складывающихся требований к музы-


Качества хоровой звучности



кальному слуху, эстетических представлений, связанных в большой мере со спецификой музыкальных инструментов. Множество различных музыкальных систем разработано ин­дийскими, арабскими и греческими учеными. Известны 5-ступенный и 7-ступенный строй в Индонезии, 17- и 24-ступенные системы в арабской музыке, 22-ступенный строй в Индии. В европейской музыке широкое распространение получил 7-сту­пенный (позднее 12-ступенный) пифагоров строй, возникший еще в Древней Греции, звукоряд которого образовывался пу­тем построения чистых квинт. В процессе развития хорового многоголосия возникла необходимость в создании темпери­рованного строя1. Темперированным называется строй, кото­рый делит каждую октаву звукоряда на равные части. С начала XVIII в. в европейской музыке принята двенадцатизвуковая (двенадцатиступенная) темперация, делящая октаву на две­надцать равных друг другу полутонов. В отличие от пифаго­рова строя, основанного на интервалах натурального звукоря­да и потому считающегося естественным, темперированный строй называют искусственным, поскольку здесь интервалы, изменяются по величине с целью установления необходимых соотношений внутри тональности.

Итак, в каждой октаве темперированного строя имеется двенадцать звуков (ступеней), находящихся между собой в равном полутоновом соотношении. Семь из них — основные — имеют самостоятельные названия; остальные пять — произ­водные, получившиеся в результате повышения или пониже­ния (альтерации)2 рядом лежащих основных ступеней, обозна­чаются соответствующими знаками альтерации. Таким образом, полутон является в темперированном строе наимень­шим расстоянием по высоте.

Следует отметить, что существующая ныне музыкальная система и ее звукоряд сложились прежде всего в результате пев­ческой практики, а потому большая часть системы и ее звуко­ряда соответствует тем звуковым высотам, на которых возмож-

1 Темперация (от лат. temperatio — правильное соотношение, соразмер­
ность) — выравнивание интервальных соотношений между ступенями зву-
ковысотной системы в музыкальном строе.

2 Альтерация (от лат. alteratio — изменение) — повышение или пони­
жение высоты звука на полтона или тон (без смены его названия) при помо­
щи знаков диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль, бекар. Интервал или ак­
корд, содержащий альтерированные звуки, называется альтерированным.