Специфика исполнительского искусства

Человеческая деятельность реализуется в двух наиболее общих формах — практической и духовной. Результатом пер­вой являются изменения в материальном общественном бы­тии, в объективных условиях существования; результатом второй — изменения в сфере общественного и индивидуаль­ного сознания. В качестве особого типа (вида или рода) духов­ной деятельности эстетики и философы выделяют так назы­ваемую художественную деятельность, понимаемую ими как практически-духовную активность человека в процессе созда­ния, воспроизведения и восприятия произведений искусства. Искусство же они определяют как один из способов духовного освоения мира, «специфическую форму общественного созна­ния и человеческой деятельности, представляющую собой от­ражение действительности в художественных образах»1, а произведение искусства или художественное произведе­ние — как «продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен духовно-содержа­тельный замысел его создателя-художника и который отвеча­ет определенным критериям эстетической ценности»2. Если же рассматривать произведение искусства как некую предмет­но-физическую организацию, то нужно отметить, что оно вы­ступает как особая материальная конструкция, которая созда­ется и существует как сочетание звуков, слов или движений, как соотношение линий, объемов, цветовых пятен и т.п. Разу­меется, целиком свести произведение искусства к этой мате-

1 Философский словарь. — М., 1980. — С. 135.

2 Эстетика: Словарь. — М., 1989. — С. 274.


10 Глава 1. Исполнительское искусство

риальной конструкции нельзя. Тем не менее художественное произведение неотделимо от своей материальной плоти, рав­но как и от средства того искусства, к которому принадлежит.

Известно, что все виды искусства, несмотря на различия в способе создания художественных ценностей, характере и типе образности, взаимосвязаны и имеют много общего как в самом процессе выражения, так и в организации средств вы­ражения. Однако для того чтобы сконцентрировать внимание на сущности исполнительского искусства, необходимо при­бегнуть к сравнению и классификации искусств, выделяя тот иди иной существенный для данной группы признак.

Существует много вариантов классификации искусств. Их группируют по способам существования, восприятия, сред­ствам воплощения: например, разделяют на «зрительные» (т.е. воспринимаемые глазом) и «слуховые» (воспринимаемые слухом); на искусства, использующие природный материал — мрамор, дерево, металл (скульптура, архитектура, приклад­ное искусство), и искусства, применяющие в качестве мате­риала слово (художественная литература), и, наконец, искус-ства, где в качестве материала выступает сам человек (исполнительские искусства); на искусства «пространствен­ные», «временные» и «пространственно-временные»; «одно-составные» и «синтетические», «статичные» и «динамичные».

Применительно к теории исполнительства последняя клас­сификация может рассматриваться в качестве основания для дальнейшего познания специфики этого вида искусства.

В самом деле, каждый вид искусства имеет либо процессу­ально-динамический (временной), либо статический характер. Разделив (разумеется, условно) искусства на «статичные» и «динамичные», мы легко обнаружим их различия. Первые обладают пространственной формой существования в виде «произведений-предметов» (живописное полотно, архитектур­ное сооружение, скульптурная композиция, изделие декора­тивно-прикладного искусства и т.д.), вторые имеют времен­ной или пространственно-временной характер и воспринимаются как «произведения-процессы» (танец, теат­ральное действие, музыкальная пьеса и т.д.).

В «статичных» искусствах результатом художественной деятельности является конкретный, единичный и, как пра­вило, уникальный предмет, обладающий художественной цен­ностью. Здесь царит оригинал. Правда, находится место и для


Специфика исполнительского искусства 11

копии. Но располагается она на «внушительном расстоянии», что подчеркивает существующие между ними различия и даже их несоизмеримость. К тому же в «статичных» искусствах творческий акт создания художественных ценностей может быть совершенно не связанным с их воспроизведением. В «ди­намичных» же искусствах процесс создания художественных ценностей и процесс воспроизведения неразрывны и как бы переливаются один в другой: первый на заключительной ста­дии вбирает в себя частицу второго; в свою очередь процесс воспроизведения обязательно включает в себя элементы сози­дания. Иначе говоря, в отличие от «статичных», в «динамич­ных» искусствах в системе «автор» творческий акт не завер­шается. Художественное проектирование выполняется здесь в своих главных чертах, образуя основу произведения-процес­са. Вследствие этого возникает необходимость в завершающей стадии, где происходит мысленная конкретизация продукта творческой деятельности автора произведения. Эта стадия ху­дожественного проектирования в «динамичных» искусствах передается исполнителю. Причем спроектированная автором духовная основа произведения может «овеществляться» в бесконечном многообразии правомерных исполнительских вариантов, в каждом из которых в то же время реализуется и вторая стадия художественного проектирования, конкретизи­рующая продукт авторского творчества.

Отсюда следует, что в «динамичных» искусствах художе­ственная деятельность бывает первичной и вторичной. Первая охватывает деятельность автора произведения (композитора, хореографа, драматурга), вторая — главным образом деятель­ность исполнителя (певца, танцора, актера). Понятия «первич­ность» и «вторичность» в художественной деятельности нужно понимать и использовать только в их соотнесенности. Пер­вичность художественной деятельности существует только в отношении к деятельности вторичной, и наоборот. Значит они проявляются исключительно в парных взаимосвязях, та­ких, например, как «драматург—режиссер», «драматург-актер» или «драматург—исполнители» (режиссер и актеры в их единстве). Вторичность исполнительства определяется тем, что исполнение состоит в творческом воссоздании произведения — результата первичного процесса творчества. На современном этапе развитияисполнительство это творчество на ос­нове уже готового текстового материала, первоначально


12 Глава 1. Исполнительское искусство

созданных художественных образов, тогда как объектами воплощения первичного художественного творчества служат, как правило, внехудожественные явления действительности. Та­ким образом, исполнение есть как бы вторичное отражение действительности, отражение посредством творческого воспроизведения продукта первичного отражения.

В «статичных» и «динамичных» искусствах первичная и вторичная деятельность существенно различаются. Если в «статичных» искусствах первичная художественная деятель­ность бывает только самостоятельной, а вторичная — только «несамостоятельной», то в «динамичных» искусствах и та идругая являются относительно самостоятельными. Так, например, музыкант-исполнитель не может обойтись без ком­позитора. Но и композитор, в свою очередь, нуждается в инст­рументалистах и певцах. То же самое относится к драматургу и актеру, балетмейстеру и танцору. Только особое сотрудни­чество автора и исполнителя способно породить полноценное искусство. В первичном творчестве действительность выступает опосредованной через личность художника. В творчестве же ис­полнителя действительность выявляется опосредованной как бы вдвойне. Образы, созданные писателем, поэтом, композитором, в исполнительском воплощении приобретают черты и краски, определяющиеся мировоззрением исполнителя, его индивиду­альностью, творческой манерой, талантом, мастерством.

В зависимости от своего индивидуального склада исполни­тель подчеркивает или затушевывает те или иные черты пер­вичного образа. Такая возможность появляется у него пото­му, что одной из главных особенностей первичного образа является его многозначность, позволяющая найти многие ва­рианты исполнительского воплощения. Каждый артист, воль­но или невольно, приносит в первичный образ нечто свое. От­сюда следует, что исполнение — это не только воспроизведение первичного художественного образа, но и перевод его в каче­ственно новое состояние — исполнительский художественный образ, самостоятельность которого по отношению к первично­му образу все же относительна. В то же время и первичный об­раз также не может считаться абсолютно независимым от ис­полнения, коль скоро речь идет об исполнительских искусствах. Он несет в себе необходимые предпосылки образа исполнитель­ского, его реальную возможность, исполнительство же есть претворение этой возможности в действительность.


Специфика исполнительского искусства



Итак, исполнительское искусство есть «вторичная, относи­тельно самостоятельная художественно-творческая деятель­ность, заключающаяся в процессе материализации и конкре­тизации продукта первичной художественной деятельности»1. Это определение выявляет границы исполнительского искус­ства, но не исчерпывает всех его особенностей. Так, наряду со вторичностью и относительной самостоятельностью твор­ческой деятельности необходимо наличие творческого посред­ника между создателем художественных ценностей и воспри-нимающим субъектом (публикой). Другой важной чертой исполнительства является то, что в большинстве случаев ис­полнение есть непосредственный акт творчества, который совершается перед слушателями, зрителями сейчас, в данный момент. К тому же публичное выступление артиста объединя­ет в себе и творческий процесс и продукт этого процесса. Со­впадение деятельности и ее результата также относится к характерным особенностям исполнительства. Известно, что ошибку, допущенную во время публичного выступления ис­полнителя, уже невозможно исправить, что свидетельствует о необратимости исполнительского процесса. С этой чертой связана другая особенность исполнительского творчества — невоспроизводимость процесса публичного выступления, по­скольку абсолютно точное его повторение невозможно. Нако­нец, интересной и важной особенностью исполнительского искусства является наличие прямых и обратных связей ин­терпретатора с аудиторией. Благодаря этому возникает воз­можность непосредственного влияния публики на ход творчес­кого процесса.

Все эти признаки весьма существенны для характеристи­ки исполнительского искусства. Но самой главной чертой, определяющей его специфику, является наличие художе­ственной интерпретации, под которой мы понимаем испол­нительскую трактовку продукта первичной художественной деятельности2.

Интерпретация— центральное понятие эстетики испол­нительского искусства. Оно вошло в обиход в середине XIX в.

1 Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. — Новоси­бирск, 1982. — С. 3.

2Напомним, что первоначальный смысл термина «интерпретация», ча­сто употребляемого как синоним слова «исполнение» — interpretatio (лат.), означает именно и только истолкование, объяснение, прочтение.


14 Глава 1. Исполнительское искусство

и употреблялось в художественной критике и искусствозна­нии наряду с термином «исполнение».

Смысловое значение понятия «интерпретация» заключа­ло в себе оттенок индивидуализированного прочтения, свое­образия артистической трактовки, тогда как значение слова «исполнение» ограничивалось строго объективной и точной передачей авторского текста. Долгое время соперничество этих терминов в теории исполнительства проходило с переменным успехом, что было связано в основном со сменой представле­ний о роли интерпретатора в музыке. Там, где художествен­ная практика начинала отвергать формально точное воспро­изведение композиторской мысли и в противовес этому всячески стимулировать индивидуальность, творческую само­стоятельность дирижера, инструменталиста, певца, термин «интерпретация» постепенно вытеснял из употребления поня­тие «исполнение». И наоборот, абсолютизация исполнительс­кой свободы, субъективистский произвол, приводящие к ис­кажению содержания и формы произведения и замысла автора, немедленно вызывали активное противодействие. Тут же вопрос о необходимости точного следования авторскому замыслу приобретал особую остроту, и употребление термина «исполнение» вместо понятия «интерпретация» считалось бо­лее оправданным и закономерным.

Вместе с тем, при всем своеобразии смыслового содержа­ния этих понятий, они долгое время указывали на один и тот же объект, отсылали к одному и тому же явлению. И «интер­претация», и «исполнение» обозначали продукт исполнитель­ской деятельности — другими словами, то, что отзвучало в про­цессе живого интонирования. Позднее в понимании этих терминов появились различия. Суть их сводилась к тому, что слово «исполнение» по-прежнему означало продукт исполни­тельской деятельности, тогда как «интерпретация» — лишь часть этого продукта, представляющую собой творческую, субъективную сторону исполнения. Таким образом, исполне­ние мысленно расчленялось на объективный и субъективный «пласты», первый из которых связывался с творчеством авто­ра, а второй (собственно интерпретационный) — с творчеством исполнителя.

В целом же взгляды на «интерпретацию» и «исполнение» обнаруживают одну общую черту. Как правило, интерпрета­ция не выводится за рамки исполнения и либо целиком отож-