Компетенция Европейского Союза: понятие и характерные черты. Принципы реализации компетенции Европ. Союза: понятие, юридическое закрепление, содержание.

Источниками, в которых закреплена компетенция Европейского Союза, служат его учредительные документы: Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме) и Договор о Европейском Союзе 1992 г.

После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза вся внутриполитическая компетенция организации, т.е. компетенция по регулированию общественных отношений в пределах территории Союза, будет закреплена в части третьей Договора о функционировании Европейского Союза под названием "Внутренняя политика и деятельность Союза". Эта часть включает 24 раздела, посвященные отдельным сферам внутриполитической деятельности Союза: раздел I "Внутренний рынок", раздел XX "Окружающая среда" и т.д.

Базовые положения о внешнеполитической компетенции организации, т.е. компетенции по развитию отношений с третьими странами и международными организациями, будут содержаться в Договоре о Европейском Союзе (раздел V "Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза и специальные правила об общей внешней политике и политике безопасности"). Остальные правила о внешней политике Союза закреплены в части пятой Договора о функционировании Европейского Союза "Внешнеполитическая деятельность Союза" (включает семь разделов).

Полномочия институтов Союза в области мирного использования атомной энергии будут по-прежнему регулироваться Договором о Евратоме (раздел II "Положения о содействии прогрессу в области атомной энергии").

По своей сущности компетенция Союза является властной, так как включает в себя полномочия издавать нормативные и индивидуальные акты, обладающие юридически обязательной силой на его территории.

Осуществляемые Союзом властные прерогативы появились за счет добровольной уступки государствами-членами своих суверенных прав во многих областях (в западной доктрине пишут также о "слиянии суверенитетов"). По своему происхождению компетенция Европейского Союза, таким образом, является производной, или делегированной, т.е. полученной от государств-членов.

Из данного признака, который возведен Лиссабонским договором в разряд принципа - принципа наделения компетенцией, вытекает важное следствие: за государствами-членами сохраняется остаточная компетенция, т.е. полномочия принимать решения по всем вопросам, не отнесенным к ведению Союза. Напротив, институты и органы последнего могут действовать тогда и только тогда, когда соответствующая компетенция предусмотрена в его учредительных документах.

Упомянутый признак (или принцип) на практике подвергается определенной корректировке с учетом динамичного характера интеграционного процесса:

- во-первых, Договор о ЕС содержит особые "статьи-лазейки", разрешающие Сообществу издавать нормативные акты по вопросам, которые прямо не отнесены к его ведению, но важны для нормального функционирования внутреннего рынка (ст. 94, 95) или, шире, для достижения целей ЕС (ст. 308).
Примером могут служить директивы Европейского парламента и Совета о порядке введения летнего времени (изданы на основании ст. 95). Специальных полномочий по этому вопросу учредительные договоры также не предусматривают;

- во-вторых, уполномочивающие правовые нормы Договора о ЕС обычно подвергаются расширительному толкованию со стороны Суда Европейских сообществ, решения которого носят характер прецедента.

"Отвергнув традиционные каноны толкования международного права... Суд предпочел обеспечить себе возможность исходить из амбициозных целей Договора, в одних случаях давая расширительное толкование положениям о компетенции Сообщества, в других - осуществляя внимательный контроль за тем, как государства-члены используют свои прерогативы.

Принципы реализации компетенции (т.е. как надлежит достигать цели, какими ценностями и интересами отдавать приоритет; руководящие начала, исходя из которых осуществляется полномочия по различным предметам ведения данной организации)

1.принцип Законности ( Сообщество действует в рамках предоставленных ему полномочий и целей, определенных для него Договором; человек может делать все, что не запрещено законом; обязанность органов ЕС мотивировать свои решения.

2.принцип Субсидиарности ( этот принцип требует, что бы все вопросы, которые могут решаться непосредственно на местах должны быть в ведении органов низшего уровня власти, т.е. вертикаль власти строится снизу- вверх, верх дополняет низ- модель близости к гражданам; барьер к сверхцентрализации

а) распространяется только на сферу совместной компетенции Союза и государств-членов

б) п-п адресован не государствам-членам, а институтам и органам ЕС

в) условия деятельности Сообщества

в1) проблема не может быть решена государствами-членами самостоятельно

в2) проблема может быть решена на уровне Сообщества лучшим образом

Необходимы эти два условия в совокупности. В отсутствии хотя бы одного из них Сообщество воздерживается от действия (прежде всего правотворчества)

Оценку п. в1, в2 сначала монопольно рассматривает Европейская комиссия, ее результаты оцениваются Европарламентом и Советом

Ориентиры оценки:

-затрагивает ли проблема одно или несколько государств-членов ( транснациональный аспект)

-самостоятельные действия государств- членов или отсутствие решения на уровне Сообщества может создать противоречия с учредительным договором или нанести серьезный ущерб интересам государств-членов

-действия на уровне Сообщества принесут «чистую выгоду» по сравнению с действиями на уровне отдельных государств

Государства-члены несогласные с принятым решением Сообщества- обязаны его выполнить, но вправе его оспорить путем подачи «иска об аннулировании»

4. принцмп Пропорциональности (соразмерности) означает соответствие (соразмерность) целей конкретных мер- средствам, избранным для их достижения, т.е.

а. средства для достижения цели не должны быть чрезмерными

б. при выборе методов достижения цели нужно сначала использовать более мягкие средства и лишь затем переходить к более жестким ( например если результата можно достичь путем рекомендации, то не следует сразу прибегать к возложению юр. обязанностей и запретов)

4. принцип Гласности

4.1. чем шире компетенция Союза, тем более «прозрачной» она должна становится для общества

4.2 дает возможность институтам гражданского общества оказывать влияние на политические решения

4.3. обеспечивает право на доступ к документам политических институтов Союза, даже постоянно проживающим на территории Союза ( что уж говорить о гражданах- им обязательно)

5. принцип Уважения национальной индивидуализации государств- членов.

Стремление к унификации там, где это необходимо и сохранить при этом исторические традиции и культуру каждого.

6. принцип Уважения прав человека и основных свобод ( Союз в своей деятельности должен уважать интересы не только отдельных государств- членов, но и рядового человека.)

return false">ссылка скрыта

7. прицнцип Равенства ( социальное, юридическое, демографическое

8. Экологической ориентированности

- приоритетная задача- защита окружающей среды и восстановление нарушенных природных богатств

- отдельная экологическая политика, в рамках которой принято природоохранное законодательство

9. принцип Сотрудничества- тесная кооперация как между Союзом и государствами-членами, так и внутри самого Союза, между его институтами и органами.