Учение о государстве и праве

Природа создала людей равными в отношении физических и

умственных способностей, ибо хотя мы наблюдаем иногда, что один человек

физически сильнее или умнее другого, однако, если рассмотреть все вместе,

то окажется, что разница между ними не настолько велика, чтобы один

человек, основываясь на ней, мог претендовать на какое-нибудь благо для

себя, на которое другой не мог бы претендовать с таким же правом…

Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на

достижение наших целей. Вот почему, если два человека желают одной и той

же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся

врагами. На пути к достижению их цели (которая состоит главным образом в

сохранении жизни, а иногда в одном лишь наслаждении) они стараются

погубить или покорить друг друга. Таким образом, выходит, что там, где

человек может отразить нападение лишь своими собственными силами, он,

сажая, сея, строя или владея каким-нибудь приличным имением, может с

вероятностью ожидать, что придут другие люди и соединенными силами

отнимут его владение и лишат его не только плодов собственного труда, но

также жизни или свободы. А нападающий находится в такой же опасности со

стороны других.

Там, где нет власти, способной держать в подчинении всех, люди не

испытывают никакого удовольствия (а напротив, значительную горечь) от

жизни в обществе. Ибо каждый человек добивается того, чтобы его товарищ

ценил его так, как он сам себя ценит, и при всяком проявлении презрения или

пренебрежительного отношения, естественно, пытается, поскольку у него

хватает смелости (а там, где нет общей власти, способной заставить людей

жить в мире, эта смелость доходит до того, что они готовы погубить друг

друга), вынудить у своих хулителей более высокое уважение к себе: у

одних − наказанием, у других − примером.

Таким образом, мы находим в природе человека три основные причины

войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду

славы… Отсюда очевидно, что, пока люди живут без общей власти,

держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое

называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война

есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в

течение которого явно сказывается воля к борьбе путем сражения… Вот

почему все, что характерно для времени войны, когда каждый является

врагом каждого, характерно также для того времени, когда люди живут без

всякой другой гарантии безопасности, кроме той, которую им дают их

собственная физическая сила и изобретательность. В таком состоянии нет

места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и

потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет

средств движения и передвижения вещей, требующих большой силы, нет

знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы, нет

общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность

насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа

и кратковременна.

Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет

несправедливости. …Указанное состояние характеризуется также

отсутствием собственности, владения, отсутствием точного разграничения

между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может

добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.

Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от

природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз

(которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о

самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами,

при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от

бедственного состояния войны, являющегося…необходимым следствием

естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в

страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению

соглашений и соблюдению естественных законов…

В самом деле, естественные законы (как справедливость,

беспристрастие, скромность, милосердие и (в общем) поведение по

отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению

к нам) сами по себе, без страха какой-нибудь силы, заставляющей их

соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к

пристрастию, гордости, мести и т. п. А соглашения без меча лишь слова,

которые не в силах гарантировать человеку безопасность[12].

…Государство возникает обычно или в результате победы, если люди

борются друг с другом, или в результате соглашения, если они приходят к

взаимопониманию…

Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения

добродетелей и пороков. И таким масштабом могут, поэтому, служить лишь

законы каждого государства. Ведь когда государственный строй установлен,

то даже естественные законы становятся частью законов государственных. И

этот масштаб существует во всех государствах, несмотря на то, что в каждом

из них есть бесчисленное множество законов, равно как и на то, что эти

государства имели некогда иные законы. Ибо, каковы бы ни были эти законы,

подчинение им всегда и везде считалось добродетелью граждан, а нарушение

их − пороком.

…Государства бывают двух видов: одни из них являются

естественными, патерналистскими и деспотическими, а

другие − установленными и могут быть названы политическими. В первых

властитель приобретает граждан по своей воле; во вторых граждане по

собственному решению подчиняют себя господству одного человека или

собрания людей, наделяемых верховной властью.

…Три вида государства. К первому виду относятся государства, в

которых верховная власть принадлежит собранию, где любой из граждан

имеет право голоса; они называются демократиями. Ко

второму − государства, в которых верховная власть принадлежит собранию,

где имеют право голоса не все граждане, а лишь известная часть их; они

называются аристократиями. К третьему − государства, в которых верховная

власть принадлежит одному человеку; они называются монархиями. В первой

разновидности государства обладателем верховной власти является народ

(демос); во второй − лучшие люди (оптиматы); в третьей − монарх.

Итак, вне государства − владычество страстей, война, страх, бедность,

мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в

государстве − владычество разума, мир, безопасность, богатство,

благопристойность, общество, изысканность, знание и благосклонность.

…Государство есть единое лицо, ответственным за действия

которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное

множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и

средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей

защиты.

Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем

говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его

подданным.

Для достижения верховной власти имеются два пути. Один путь − это

физическая сила… Второй путь − это добровольное соглашение людей

подчиниться человеку или собранию людей в надежде, что этот человек или

это собрание сумеет защитить их против всех других. Такое государство

может быть названо политическим государством, или государством,

основанном на установлении, а государство, основанное первым

путем − государством, основанным на приобретении.

Так как мы видим, что задачей государства является обеспечить народу

внутренний мир и защиту против внешнего нападения, то эта задача требует

глубокого знания склонностей человеческого рода, прав правительства и

природы справедливости, законов, правосудия и чести…

…Именем права обозначается не что иное, как свобода каждого

располагать своими естественными способностями в соответствии с

требованиями правого разума. Следовательно, первое основание

естественного права состоит в том, чтобы каждый защищал свою жизнь и

оберегал члены своего тела, как он только может.

…Три основания, по которым кто-либо может обладать правом

господства над личностью другого человека. Первое из них действует в том

случае, когда люди добровольно (ради мира и взаимной защиты), исходя из

заключенных друг с другом соглашений, подчиняются господству

какого-нибудь человека или собрания людей… Второе действует тогда, когда

кто-нибудь, будучи взят в плен, побежден или лишен сил (например,

находясь на пороге к смерти), дает обещание служить победителю или

кому-либо более сильному, чем он сам, т.е. делать все, что тот прикажет.

…Тот, кто связан таким образом, называется рабом, а тот, по отношению к

кому он связан, − господином. Наконец, третье основание права господства

над личностью приобретается самим фактом рождения...

…Закон есть приказание того лица (человека или собрания),

предписание которого служит основанием повиновения…

Право есть естественная свобода, которую законы не устанавливают,

но оставляют. Поэтому по уничтожении законов свобода становится

неограниченной; ее ограничивают прежде всего законы естественные и

божественные; тому, что от нее остается, ставят еще более узкие границы

гражданские законы; то же, что остается от нее после вступления в силу

этого гражданского закона, могут в свою очередь ограничивать

постановления отдельных городов и обществ. Следовательно, между

законом и правом существует значительное различие, ибо закон − это узы, а

право — свобода, они различаются как противоположности.

Естественное право…есть свобода всякого человека использовать

собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной

природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то,

что, по его суждению и разумению, является наиболее подходящим для этого

средством.

Следует различать право и закон, хотя тот, кто пишет на эту тему,

обычно смешивает эти понятия, ибо право состоит в свободе делать или не

делать, между тем как закон определяет и обязывает к т>

находясь на пороге к смерти), дает обещание служить победителю или

кому-либо более сильному, чем он сам, т.е. делать все, что тот прикажет.

…Тот, кто связан таким образом, называется рабом, а тот, по отношению к

кому он связан, − господином. Наконец, третье основание права господства

над личностью приобретается самим фактом рождения...

…Закон есть приказание того лица (человека или собрания),

предписание которого служит основанием повиновения…

Право есть естественная свобода, которую законы не устанавливают,

но оставляют. Поэтому по уничтожении законов свобода становится

неограниченной; ее ограничивают прежде всего законы естественные и

божественные; тому, что от нее остается, ставят еще более узкие границы

гражданские законы; то же, что остается от нее после вступления в силу

этого гражданского закона, могут в свою очередь ограничивать

постановления отдельных городов и обществ. Следовательно, между

законом и правом существует значительное различие, ибо закон − это узы, а

право — свобода, они различаются как противоположности.

Естественное право…есть свобода всякого человека использовать

собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной

природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то,

что, по его суждению и разумению, является наиболее подходящим для этого

средством.

Следует различать право и закон, хотя тот, кто пишет на эту тему,

обычно смешивает эти понятия, ибо право состоит в свободе делать или не

делать, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому

члену этой альтернативы, следовательно, закон и право различаются между

собой, так же как обязательство и свобода, которые несовместимы в

отношении одной и той же вещи.

Гражданским правом являются для каждого подданного те правила,

которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно

ясных знаков своей воли предписало ему, дабы он пользовался ими для

различения между правильным и неправильным, т.е. между тем, что

согласуется, и тем, что не согласуется с правилом.

…Право есть свобода, именно та свобода, которую оставляет нам

гражданский закон. Гражданский же закон есть обязательство и отнимает у

нас ту свободу, которую предоставляет нам естественный закон[13].


Локк Джон(1632 − 1704) − английский философ и политический

деятель. Родился в семье судейского чиновника. Окончил Оксфордский

университет. В 1667 г. поступил на службу к лорду Эшли (графу

Шефтсбери), видному политическому деятелю Англии той эпохи,

виднейшему лидеру противников режима реставрации. Принимал

непосредственное участие в политической жизни страны и в борьбе против

феодального абсолютизма. После революции 1688 г., когда английским

королем стал нидерландский штатгальтер Вильгельм Оранский, Локк

возвращается в Англию и выпускает здесь один за другим свои

философские и политические труды, разработанные им ранее. Важнейший

из них − знаменитый и обширный «Опыт о человеческом разуме»,

появившийся в Лондоне в 1690 г. (автор работал над ним в общей сложности

около 20 лет). Примерно одновременно были опубликованы «Письма о

веротерпимости», «Трактаты о государственном правлении», а затем и ряд

других произведений.