АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ 2 страница
Глава 2. Гесиод. Мораль земледельца
Гесиод (ок. сер. VIII в. до н.э.) — возможно, младший современник Гомера, небогатый землевладелец из Беотии, местности на севере Пелопоннесского полуострова. Гесиод выражал взгляды малоимущих крес-
Глава 2. Гесиод. Мораль земледельца
тьян, чьи интересы позднее были закреплены в «Благозаконии» Солона и реформах VI в. до н.э., давших начало афинской демократии.
Гесиод известен как автор «Теогонии», свода древних мифов, и дидактического1 сочинения «Работы и дни. Земледельческая поэма» (ок. 700 до н.э.). Один из первых моралистов античного мира, Гесиод полагал, что «исполнил свой долг перед богами и человеком» и объяснил «смертным, как надо жить, чтобы быть счастливыми».
Греческий полис представлял собой политический и социальный союз свободных земледельцев, землевладельцев и рабовладельцев (граждан). Вокруг полиса находились участки земли, которыми владели граждане. Экономическую основу полиса составляло мелкое землевладение. Древние верования, взгляды, празднества, быт крестьян оказывали большое влияние на жителей полисов. Поэтому полисная культура в значительной степени оставалась крестьянской. Так как благосостояние граждан (и полиса) определялось развитием и состоянием сельского хозяйства, земельный вопрос переплетался с политикой, нормативными и смысложизненными проблемами. Римский писатель Катон Старший тоже использовал форму «трактата о земледелии», чтобы выразить свое мировоззрение и представления о надлежащем ведении дел.
Во времена Гесиода произошло знаменательное событие — в отношения людей проникли деньги. Они подрывали патриархальный уклад и настраивали людей друг против друга. Всякий, кто касается денег, не может сохранить невинность, говорили древние. Богатство в виде денег отделилось от богатства в виде земли. Земля превратилась в предмет купли-продажи. Так экономические проблемы стали частью, и возможно самой главной, жизненных проблем. В то же время старая земельная аристократия («добрые») приходила в упадок. Гесиод понимал, что отдельные семьи, в частности его собственная, перемещаются вниз по экономической и социальной лестнице и переходят в разряд «нуждающихся». Конечно, землевладельцы и земледельцы как общественный класс сохранились, но его состав и ценности изменились. У них не было возможности участвовать в политике (проводя время в городских диспутах, в отрыве от своего хозяйства), им был недоступен праздный образ жизни благородных, arete, требовавший денег и богатства. Именно поэтому Гесиод уговаривает собратьев-земледельцев скорее позабыть об этих «аристократических» стандартах и заняться доходностью имений, т.е. главной целью сделать процветание хозяйства, а не самореализацию. Жизнь без усилий, в праздности не
1 Дидактика (от греч. didaktikos — поучительный) — раздел педагогики, жанр нравоучений и наставлений.
2*
Часть I. Античное наследие
даст arete бедному человеку. Лучшее для него — трудиться (труд угоден бессмертным богам), увеличивать свое благосостояние, не заглядываться на чужой достаток. Бедному вредна гордость. И благородным отныне приходится делать то, что обычно делали «худшие». С одной стороны, им не избежать «делать все, что угодно», с другой стороны, они должны ценить справедливость, этот дар Зевса, и верить в то, что несправедливые не могут достичь процветания. Несправедливых ждет возмездие. Кто вредит другим, тот, в сущности, вредит себе.
Регресс.Гесиод идеализировал прошлое. Его взгляды полны исторического и морального пессимизма: из пяти поколений людей (золотое, серебряное, медное, божественный род героев и железное) нынешнее — наихудшее. Явившееся на смену «божественному поколению героев», которое воспел Гомер, оно оказалось низким и безнравственным. Растет «порча нравов»: «чужими станут дети и отцы, братья, товарищи, гости и хозяева», «где сила, там будет и право, стыд пропадет», «лживые клятвы», «зависть злорадная и злоязычная», «отлетят от смертных совесть и стыд, от зла избавленья не будет». Становление классового общества мыслится у Гесиода моральной катастрофой. Аналогичным образом отзывались о процессах деформации общественных отношений иудейские пророки VIIв. до н.э.
Труд.Гесиод, возможно, был единственным греческим интеллигентом, который довел до нас мнение демоса. Он видит окружающий мир глазами простого человека, земледельца, чьи главные жизненные ценности заключаются в справедливости, честности, трудолюбии, семье, соседских и дружеских связях. Гесиод проповедует бытовую и ценностную солидарность, несомненно выгодную мелким собственникам-труженикам. Деревенские жители, члены сельской (соседской) общины сознавали себя единым коллективом. Основной хозяйственной единицей оставалась семья. Поэтому семейные отношения имели и утилитарное значение (человек не мог в одиночку справиться с хозяйством, обработать землю, держать в порядке дом и имущество), и моральное. Лишение близких, семьи, детей, родственников расценивалось как кара богов за какие-то преступления. Большое место в крестьянской психологии занимал дом (ойкос). Проклятие дому считалось весьма суровым предостережением обидчику. На могильных памятниках часто изображены символы дома — ключи, молоточек для стука в дверь. Гесиод — представитель архаичной педагогики и идеализации семьи.
В данном сочинении Гесиода содержится длинное и поэтически оформленное брюзжание по поводу того, как тяжек крестьянский труд и какую несправедливость чинят земледельцу жадные аристократы — басилевсы. Гесиод отнюдь не намеревался славить труд и вы-
Глава 2. Гесиод. Мораль земледельца
ставлять его в самом выгодном свете. Труд — не праздник, а печальная необходимость. Крестьянский труд у него ассоциируется с тревогой и болью. Это и понятно, так как ценностный статус ручного труда был низким (он значительно вырос в средневековой Европе). Гесиод выразил мнение о труде, распространенное в среде земледельцев. По существу, в этом мнении нет ничего специфически греческого. Вместе с тем Гесиод не видит в труде и ничего постыдного. Человек не унизит себя, если станет трудиться. Единство трудолюбия и честности для Ге-сиода настоящая добродетель. Трудолюбие высоко ценится, а праздность и паразитизм осуждаются: «усердно работай, чтобы голод тебя ненавидел. Боги и люди по праву на тех негодуют, кто праздно жизнь проживает, подобно безжальному трутню... бездельники всякому мерзки... Нет никакого позора в работе: позорно безделье. Труд приносит богатство»1. Однако, как ни прискорбно, в действительности «стыд — удел бедняка, а взоры богатого смелы».
Справедливость. Гесиод упрекает и запугивает богатых и знатных, всех тех, кто, используя юридические нормы, разными способами эксплуатируют своих непривилегированных соотечественников: «Соблюдай справедливость, праведным будь (правосудным), не твори беззаконье, слушайся голоса правды и думать забудь о насилии», призывает их «правдиво давать показанья», порицает тех, кто «в показа-ньях лжет и неправо клянется». Гесиод видит сознательные преступления, нарушения норм, царский и свидетельский произвол. Находясь в здравом рассудке (а не в безумии), человек может нарушать нормы. Гомер посчитал бы, что такое невероятно. Лживый суд рассматривался в то время как одно из самых страшных моральных преступлений. Гесиод напоминает, что в наказание за это преступление Зевс посылает лжесвидетелю «бедность и ничтожное потомство», а за царскую неправосудность расплачиваются все жители города, на который обрушивается голод, чума и другие бедствия. По правую руку Зевса сидит его мудрая помощница — богиня Дике, она наблюдает и судит знатных, и им теперь не помогут их «кривые» аргументы. Право наказывать нечестных Гесиод оставляет богам. Впервые у Гесиода принцип справедливости противостоит юрисдикции господствующего класса, являясь стандартом, согласно которому надо судить обо всем. Дике выступает трансцендентным гарантом справедливости. От воли богов зависит судьба города и человека. Греки должны были быть справедливыми в отношениях с окружающими, хотя совершенно очевидно, что именно несправедливость приносит выгоду. Для того что-
1 Гесиод. Работы и дни. Земледельческая поэма. М., 1927. С. 49.
Часть I. Античное наследие
бы выйти из этого противоречия, указывали на божье наказание. Ге-сиод выражал мнение, что несправедливость приносит вред всем, кто ее совершает, она разрушает общество.
Гесиод порицает гордость, под которой скрывается стремление к несправедливому приобретению богатства и жажда власти: «Не будь надменным, гордым, нечестивым». Он видит в ней причину пренебрежения законами и истиной («гордые не слушают голоса Правды»), источник социальных конфликтов и нарушения общепринятых норм. Гесиод осуждает соперничество и войну и, напротив, хвалит сотрудничество.
«Вслед за богатством идет добродетель и уважение», счастлив тот полис, который имеет богатых, добродетельных и прославленных граждан, утверждает Гесиод. Первое условие счастья человека — благополучие родины. Благополучие граждан и полиса зависит от соблюдения норм. Самые страшные бедствия порождены пренебрежением законами. Достоин сожаления жребий тех, кто не смог обуздать свое высокомерие и преступным образом богатеет.
«Домострой».Вторая часть сочинения «Работы и дни» — альманах правил доброго поведения, рассудочной морали, своеобразный греческий «Домострой». Отношения должны быть бесконфликтными и взаимными: «Тех, кто любит, — люби; а если кто нападет — защищайся»; «только дающим давай, ничего не давай не дающим». Гесиод идеализирует патриархальный семейный быт и общинные (полудеревенские) нравы — «хороший сосед приятнее почестей всяких», «добрая слава», «друг, брат, сосед, сын, жена». Земледельцу жена нужна хозяйственная, работящая помощница, здоровая, не болтливая, не щеголиха, мать семейства с незапятнанной репутацией, ничего не расходующая на себя и приумножающая достаток в доме. Земледелец не понимает городской жизни и сторонится ее. Город пугает и кажется отвратительным «приютом всяческих пороков», местом, подходящим для мошенников, промотавшихся, бездельников, кутил, продажных женщин. В безнравственности подозреваются все те, кто занят «ремеслом» и не имеет земельных наделов (продавшие или лишенные таковых). Человеку полагается жить в естественном ритме, подчиняться естественным правилам рассудочной дегероизированной морали. Напротив, герой поступает дерзко, живет самонадеянно, безрассудно и несчастливо.
В дидактике Гесиода, надо признать, очень мало собственно греческого. На Ближнем Востоке есть по меньшей мере два текста, которые по тематике и в императивной части идентичны поучениям Гесиода. Это «Притчи Соломона» (X в. до н.э.) и «Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова» (200—170 до н.э.). Первая — древний сборник назиданий, отеческих наставлений молодому человеку, своего рода гимн
Глава 3. Пифагор. Мистика и дидактика
разуму, благочестию и благонравию. Вторая также представляет собой наставления сыну, повторяет традиционную тематику, но намного превосходит сочинение Гесиода как по форме, так и по богатству содержания. Таким образом, надо полагать, педагогические тезисы в период с X по II в. до н.э. не изменились. Дидактика Гесиода является частью этой традиции, а возможно, и подражанием.
Глава 3. Пифагор. Мистика и дидактика
Первым, кто назвал себя философом, начал говорить о добродетели и вести философский образ жизни, был уроженец Самоса Пифагор (580/582—500/510 до н.э.), человек многих дарований, ученый и мистик. Его отец — Мнесарх, сириец или этруск, имел немалые средства, занимался торговлей и принадлежал к аристократическим кругам: образование Пифагора, характер его политической деятельности явственно указывают на знатность происхождения1. Пифагор начинал день стихами Гомера, этого поэта знати, превосходно исполнял другие песнопения и религиозные гимны.
Значительную часть жизни Пифагор посвятил политике. Покинув о. Самос из-за неприязненных отношений с правителем Поликратом Самосским, он уехал в Италию (в Кротон), где основал и возглавил политическое объединение аристократической молодежи, или гетерию, более известную как Пифагорейский союз: «нечто вроде религиозно-этического братства или тайного монашеского ордена, члены которого обязывались вести так называемый пифагорейский образ жизни. Это был одновременно и религиозный союз, и политический клуб, и научное общество. Основу пифагорейского союза, скорее всего, составили многочисленные братства орфиков»2. Орфические мистерии (оргии в честь бога Диониса) и ранее были рассадниками идеи бессмертия души. От Пифагора же пошли орфико-пифагорейские мистерии в южной Италии, связанные с культом Аполлона. «Пифагор прибыл в Кротон в качестве религиозного и морального учителя... вероятно, с некоторым опытом реакционного политического агитатора. Он был человеком с сильными социальными и политическими предубеждениями и глубоким чувством собственной значимости»3, благодаря чему стал «предводителем юношества».
1 См.: Жмудь, Л. Я. Пифагор и его школа. Л., 1990. С. 16.
2 Волошинов, А. В. Пифагор. Союз истины, добра и красоты. М., 1993. С. 93.
3 Minar, Е. L. Early Pythagorean Politics in Practice and Theory. Baltimore, 1942. P. 7.
Цит. по: Жмудь, Л. Я. Указ. соч. С. 24.
Часть I. Античное наследие
Пифагорейцы обожествляли своего учителя-мага (отождествляли с Аполлоном Гиперборейским, считали сыном Аполлона). Возможно даже, что Пифагор, т.е. вещающий, прорицающий, «уста Аполлона», — это не имя, а прозвище. Ученики приравнивали указания Пифагора к божественным заповедям и соблюдали их со всей строгостью. Платон чтил Пифагора, тогда как Гераклит называл его предводителем мошенников.
Пифагорейский союз представлял собой, во-первых, интеллектуальное движение, создавшее предпосылки древнегреческой философии. В первой половине V в. до н.э. в него входили глава элейской школы Парменид и натурфилософ Эмпедокл. В пифагорейской среде родились термины «философия» (любовь к абстрактному божественному знанию), «теория» (созерцание, наблюдение), «калокагатия»1 (образ идеального человека), «космос» (порядок, совершенство, прекрасная обустроенность). Пифагорейцы создали сильную математическую школу. И все же большинство из них не имели никакого отношения к философии и науке. По-видимому, они не разработали связной философской теории или системы. Вся их философия, в том числе и Эмпедокла, сводилась к нескольким тезисам.
Во-вторых, Пифагорейский союз можно трактовать как группу эзотериков, как религиозное сообщество, братство или мистическую секту, практикующую религиозные, ритуальные и этические заповеди (акусмы). Религиозная доктрина Пифагора представляет собой учение о переселении души (метемпсихоз). Религиозный характер Пифагорейского союза проявляется в мистериях, тайных богослужениях, в религиозно мотивированной этике, в ритуальных очистительных церемониях, в отказе от мясной пищи и убийства животных. Орфическо-пифагорейские ощущения присутствуют в «Очистительной песне» Эмпедокла. Орфическо-пифагорейское учение о бессмертии и метемпсихозе все еще сохраняется у Платона («Федр»). Положение о бессмертии души занимает ведущее место в моральной философии Сократа, определяя смысл и цели бытия человека в мире, его жизни и смерти2. Сократ призывал сограждан заботиться о душе и добродетели. «Орфизм, будучи достаточно демократическим течением в эпоху становления греческих полисов, в поздней античности принял формы философско-религиозные, ориентированные на не-
1 Калокагатия — древнегреческий аристократический идеал человека, единство нрав
ственных и физических качеств (благородство, разумность, справедливость, мужество,
красота, сила). Складывается в среде аристократии гомеровской эпохи и затем усваивает
ся греческой демократией, сливаясь с нормативным полисным индивидом.
2 См.: Нерсесянц, В. С. Сократ. М., 1977. С. 28.
Глава 3. Пифагор. Мистика и дидактика
многих ученых людей, сблизился с неопифагореизмом и вошел в систему неоплатонической философии»1. Пифагорейское богословие было в те времена чем-то на редкость теоретическим, а желание бессмертия казалось эллинам обманчивым и несбыточным.
И наконец, в-третьих, пифагорейцы сформировали свою политическую партию (гетерию), претендующую на участие в управлении государством. Как политическая партия пифагорейцы выступали на стороне аристократии в ее борьбе против тирании и растущего среднего класса. Пифагор в области политики придерживался аристократических взглядов и отстаивал право лучших (по нравственно-интеллектуальным качествам) людей на правление, восхвалял порядок, критиковал безначалие, большое значение придавал воспитанию2. К Пифагору восходит мысль об устроении государственной жизни на началах философской идеи: он предлагал то одним, то другим городам изменить государственные законы в соответствии с определенными моральными принципами, как говорят, поддерживал в народе «помышления о свободе».
Известно, что пифагорейцы принимали участие в гражданских смутах, так называемых пифагорейских мятежах. Политические конкуренты обвинили их в заговоре против властей, и около 450 г. до н.э. были сожжены дома, в которых собирались пифагорейцы, а их самих перебили. Пифагор либо был убит вместе с другими, либо от горя по погибшим товарищам вскоре покончил с собой, либо умер от истощения в храме, где он искал политического убежища.
В центр своего учения Пифагор помещает вопрос о душе, ее бессмертии и спасении. Он утверждал, что душа бессмертна, а идеалом для человека являются «бессмертные боги». Жрец-философ — прорицатель, метафорист и исполнитель гимнов — возвышается над другими людьми, он носит в себе зародыш божества и, разумеется, достигает бессмертия («Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесешься, станешь нетленным и вечным и смерти не знающим богом»). Пифагорейцы настойчиво стремились к нравственному очищению и совершенствованию, к одухотворенной и доставляющей наслаждение жизни. Конечной целью для себя они считали обретение бессмертия. С доктриной метемпсихоза связано их учение о личной моральной ответственности.
Философия Пифагора в некотором смысле сходна с брахманист-ским духовным учением, обращенным к брахманам, зажиточным и
1 Тахо-Годи, А. А. Античная гимнография. Жанр и стиль // Античные гимны. М.,
1988. С. 31.
2 См.: Нерсесянц, В. С. Указ. соч. С. 40.
Часть I. Античное наследие
образованным слоям, не относящимся к низшим кастам, и беднякам. Пифагорейские «божественные заповеди», правила нравственности требуют почтительного отношения к старинным обычаям и установлениям, законам и преданиям отцов. Следует чтить божества, демонов, героев, родителей и благодетелей, повиноваться законам. Нравственность никогда не обсуждается. Она ниспослана богами.
Пифагореизм ориентирован на аристократический идеал калокага-тии, на «самое лучшее» (aristos) и традиционные ценности. «Самое лучшее» означает прекрасное, высокое, истинное. Ему противостоит плохое, пошлое, обманчивое, или простонародное. Аристократия, утратив политическое превосходство в условиях «старшей тирании» и укрепления гражданской общины, попыталась философски обосновать свое нравственное право и тем самым сохранить идейно-нравственное влияние в обществе. Аристократия хочет выделиться «безмерными познаниями» и особенными духовными запросами. Она будто бы приобщается к гармонии, вечности, космосу, божественному, к онтономической морали. Аристократы изображают себя честными, прекрасными, полезными, деятельными, уравновешенными, бесстрашными, мужественными, образованными, воспитанными, почитающими богов и старших, проницательными, имеющими друзей и врагов, заботящимися о здоровье и крепости тела. Им не нравится, когда замечают, что они — несправедливые, кровожадные, корыстные, тщеславные, безжалостные, беспринципные. Пифагореизм — это особый «нравственный аристократизм», инверсия родовой аристократической морали. Пифагореец видит мир сквозь призму чистого и нечистого. Он должен сторониться нечистоты и греха, вожделения и волнений, думать об иной жизни, которая последует с переселением души. Соблюдая чистоту, пифагореец выражает тем самым спесь и брезгливость. Придерживаясь пищевых запретов, он не прикасается к тому, что хоть как-то напоминает человечину и живое, состоящее в родстве с человеком. На идее «родства всех живых существ» основан их отказ от убийства.
Пифагореизм можно охарактеризовать как языческий мистицизм. Он возник под влиянием магии, культов различных богов и восточного мистицизма. Пифагорейцы выделялись религиозным благочестием. Почитание богов было у них едва ли не основным жизненным правилом. Подобно жрецам, они усердно и часто совершали богослужения и жертвоприношения. Религиозные ценности имели для них большое значение. Эллинские обычаи, напротив, не требовали такого основательного религиозного благочестия.
Среди аристократических ценностей важную роль играет дружба. Похвально помогать друзьям и пользоваться их расположением.
Глава 3. Пифагор. Мистика и дидактика
Дружба и выгодна, и приятна. Пифагор первым сказал: «У друзей все общее», «Дружба есть равенство». Пифагорейцы умели дружить и были верны друзьям. Выражение «пифагорейская дружба» стало нарицательным.
Пифагор — не столько систематический философ, сколько религиозный учитель (мистагог), окруженный учениками, и основатель какой-то неясной религии, связывающей повседневное с трансцендентным в гармоническое целое. Его не удовлетворял материализм ионийской школы. Объясняющим принципом он избирает «божественное» и трансцендентное. Повседневность опирается на трансцендентное. Познание, как его понимал Пифагор, состоит в созерцании истинно сущего, т.е. вечного и бестелесного, мира в его гармонии и единстве. Главное — это познание истины, «сокровища мысли».
Пифагореизм исходил из признания числа первоначалом всего сущего («все есть число»), а математические закономерности — основой устройства мира. Пифагорейцы не смогли объяснить устройство мира на словах. Космос для них — это всецелостность, умиротворенность, гармония, побеждающая хаос. Нравственность также субстанциональна и противоположна хаосу. Она вносит в человеческие отношения и повседневную жизнь упорядоченность, гармонию, меру, прогоняет бедствия. Безнравственно отрицание и нарушение порядка (гармонии). Добродетель есть гармония. В пифагорейской философии, как и в греческой мифологии, дисгармония и нарушение порядка представляются причиной наиболее существенных нравственных коллизий и драм. Отождествление нравственности и порядка можно встретить не только у Пифагора, но и в даосизме, а также у Гераклита (544—483 до н.э.), который ввел в философию понятие Логоса: «Для Гераклита Логос есть некий Мировой разум, создающий закономерность и гармонию мира и возможность его познания, корректирующий в качестве Справедливости отклонения от гармонии и являющийся также мировой Судьбой»1.
Вместе с тем вклад пифагорейского учения в научное обсуждение собственно этических вопросов ничтожен. Пифагорейская этика — это всего лишь дидактика и этика меры. Ее сущность выражена в религиозно-этических наставлениях, составляющих нравственный кодекс. Этот кодекс изложен в «Золотых стихах», написанных неизвестным автором (возможно, Пифагором или группой пифагорейцев) в первой половине V в. до н.э. Требования практической морали у пифагорейцев теоретически не обоснованы. Мораль патриархальная,
История Древнего мира. Упадок древних обществ. М., 1982. С. 261.
Часть I. Античное наследие
в ней нет столь значимого для эллинов духа соревнования, нет и общественного темперамента. Но она учит важным вещам: «Беги от всякой хитрости, отсекай огнем, железом и любым орудием от тела болезнь, от души невежество, от утробы — роскошество, от города — смуту, от семьи — ссору, от всего, что есть, — неумеренность»1. Не предавайся праздности, избегай алчности, тщеславия, не следуй мнению толпы, законам повинуйся, богам поклоняйся, уважай родителей, старайся понять законы мироздания, соблюдай меру, обдумывай свои дела и поступай справедливо, развивай имеющиеся у тебя божественные качества, совершенствуйся и исцеляй душу. Беды происходят от неразумия. Благоразумный же счастлив и доволен, может наслаждаться жизнью. Пифагорейцы не были ни гедонистами, ни аскетами, но в соответствии с аристократическим идеалом порицали изнеженность и излишества в еде.
Заповеди пифагорейцев имеют много общего с христианской моралью. Например, у них было принято перед сном размышлять о проведенном дне и задавать себе вопросы: «В чем провинился? Что мог совершить? Чего не исполнил?» В «Золотых стихах» говорится: «Пусть твоим главным судьей станет совесть». Конечно, это не то же самое, что христианская исповедь и раскаяние. Обычай замечать и записывать свои прегрешения складывается к 600 г. Как известно, в дальнейшем католическая церковь возведет исповедь в обязанность верующего. Аффективное раскаяние будет иметь в христианстве очень высокую ценность. Пока же у пифагорейцев речь не идет ни о раскаянии как эмоциональном всплеске, ни о катарсисе как полном внутреннем преображении. Пифагорейцы просто упражняются в моральной оценке своих повседневных поступков и формируют свой оригинальный образ жизни.
Глава 4. Сократ. Знание добродетели
Сократ (ок. 470—399 до н.э.) стоит у истоков всей европейской науки и философии. В XIX в. Ф. Ницше писал: «Весь современный мир бьется в сетях александрийской культуры и признает за идеал вооруженного высшими силами познания, работающего на службе у науки теоретического человека, первообразом и родоначальником которого является Сократ. Все наши средства воспитания имеют своей основной целью этот идеал; всякий другой род существования принужден
Порфирий. Жизнь Пифагора [Цит. по: Диоген Лаэртский].
Глава 4. Сократ. Знание добродетели 29
сторонкой пробиваться, как дозволенная, но не имевшаяся в виду форма существования»1.
Сократ основал антропологию: «человек есть общественное существо, способное мыслить»; отбросил натурализм (космологию): «устроение космоса — дело богов»; первым сделал предметом рассмотрения понятия: мышление, опирающееся на понятия, приходит к совершенно иным выводам, нежели обычный здравый ум.
Философия Сократа принадлежит к устной философской традиции, которая ближе к жизни, нежели письменная: «поняв, что философия физическая нам безразлична, он стал рассуждать о нравственной философии по рынкам и мастерским» [см.: Диоген Лаэртский], неизменно ориентируясь на социально-политический и жизненный опыт своих сограждан и понуждая их также размышлять о содержании и качестве данного опыта. В его этике обнаруживается любовь к сознательной деятельности, к разумной и практически полезной жизни, полисный патриотизм. Классовый интерес принял образ деятельности со знанием нужд, экономических и политических условий.
Философские беседы-диспуты Сократа следует отнести к антропологической этике, которой довелось стать увертюрой к идеалистической этике Платона. Его этическое учение было обращено прежде всего к элите — к «новым горожанам», презирающим труд, весьма подверженным деморализации, нуждающимся в рабах и в свободном времени для политической жизни, желающим посвятить себя власти, к причастным «божественному» диалектикам, к небольшому коллективу «знающих», а фактически — к молодым олигархам, которые совсем не хотели сидеть сложа руки, только наслаждаясь своим богатством. В сущности, Сократ помог утвердиться «новой олигархии», которая в конце концов ослабила полисную систему.
Сократ одним из первых создал союз философии и политики. Именно он — автор погубившей его самого идеи «экспертизы», которая ставит под удар порядки старого традиционного полиса, направлена против древней афинской этической системы, против героической традиции Эсхила и Гомера. Сократ — это «Анти-Гомер», наставник и бесподобный оратор аристократических «клубов». Сократ первым использовал ремесленнические аналогии в моральной философии, свои речи подкрепляя примерами, в которых фигурируют каменотес, врач, сапожник. Но среди его собеседников не было ни тех, ни других, ни третьих.
Сократ еще прежде Платона был «поэтом Эроса», другими словами, некой альтернативы как традиционной греческой семье, так и
1 Ницше, Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. С. 126—127.
30 Часть I. Античное наследие
распространенной педерастии. Эрос — бог философствующих граждан. Позже юристы увидели в Сократе одного из ранних теоретиков естественного права.
Сократ, по словам К. Поппера, был моралистом и энтузиастом, а также «другом демократии», но он воспитал людей, предавших демократию. Поппер пишет: «Одним из фундаментальных сократовских принципов... был его моральный интеллектуализм. Под моральным интеллектуализмом я понимаю (а) отождествление блага и мудрости, т.е. сократовскую теорию, согласно которой никто не поступает неправильно, если знает, как нужно поступать, и все нравственные ошибки проистекают из недостатка знания; (б) теорию Сократа о том, что моральной безупречности можно обучить и что для этого не требуется каких-то специальных моральных способностей, кроме общего для всех людей ума»1. Поппер добавляет, что интеллектуализм Сократа носил критический и эгалитарный характер.