А на миру и смерть красна.

Или у Н. В. Гоголя в «Мертвых душах: Я полагаю со своей стороны, положа руку на сердце: по восьми гривен на душу, это самая красная цена! И. Ильф и Е. Петров в романе «Двенадцать стульев» дают целый синонимический ряд фразеологиз­мов со значениями «умереть»:

Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик

Ну, царствие небесное, — согласился Безенчук. — Преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются... Или богудушу отдают, — это смотря какая старушка, Ваша, например, маленькая и в теле, значит, преставилась. А например, которая покрупнее да похудее — та, считается, богу душу отдает...

— То есть как это считается? У кого это считается?

У нас и считается. У мастеров. Вот вы, на­пример, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долгожать. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из кресть-ян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул, Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондукторы или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: &А наш-то, слышали, дуба дал».

Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

— Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

— Я — человек маленький. Скажут: «гигнулся Безенчук».А больше ничего не скажут.

Иногда писатели используют фразеологизмы в измененном, переоформленном виде. В этих случаях фразеологизм получает новые эстетические качества. Например, М. Салтыков-Щедрин употребляет фразеологизм совать свой нос куда-либо, расширяя его: Цензура привыкла соватьсвой смрадный нос в самое святилище мысли писателя.

Пример обыгрывания прямого значения слов и фразеологической единицы, состоящей из этих слов, находим в стихотворении В. Орлова:

Ни пуха ни пера

Рано утром

Мама-квочка

В класс отправила

Сыночка.

Говорила:

Не дерись,

Не дразнись,

Не петушись.

Поспеши —

Уже пора!

Ну, ни пуха ни пера!(фр. ед.)

Через час

Еле живой

Петушок

Идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет

Нипуха, ни пера.

3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете № 1.

Билет № 26

1.Составьте развернутый план ответа на тему «Стилистика как лингвистическая дисциплина». Покажите ее особое место в лингвистике, охарактеризуйте ее основные понятия (стили речи н стилистические ресурсы языка).

Докажите, что авторские слова (окказионализмы) создаются по типичным словообразовательным моделям русского языка. Объясните, как определяется значение искусственно созданных слов.