А на миру и смерть красна.
Или у Н. В. Гоголя в «Мертвых душах: Я полагаю со своей стороны, положа руку на сердце: по восьми гривен на душу, это самая красная цена! И. Ильф и Е. Петров в романе «Двенадцать стульев» дают целый синонимический ряд фразеологизмов со значениями «умереть»:
— Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик
— Ну, царствие небесное, — согласился Безенчук. — Преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются... Или богудушу отдают, — это смотря какая старушка, Ваша, например, маленькая и в теле, — значит, преставилась. А например, которая покрупнее да похудее — та, считается, богу душу отдает...
— То есть как это считается? У кого это считается?
— У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долгожать. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из кресть-ян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул, Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондукторы или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: &А наш-то, слышали, дуба дал».
Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
— Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?
— Я — человек маленький. Скажут: «гигнулся Безенчук».А больше ничего не скажут.
Иногда писатели используют фразеологизмы в измененном, переоформленном виде. В этих случаях фразеологизм получает новые эстетические качества. Например, М. Салтыков-Щедрин употребляет фразеологизм совать свой нос куда-либо, расширяя его: Цензура привыкла соватьсвой смрадный нос в самое святилище мысли писателя.
Пример обыгрывания прямого значения слов и фразеологической единицы, состоящей из этих слов, находим в стихотворении В. Орлова:
Ни пуха ни пера
Рано утром
Мама-квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила:
Не дерись,
Не дразнись,
Не петушись.
Поспеши —
Уже пора!
Ну, ни пуха ни пера!(фр. ед.)
Через час
Еле живой
Петушок
Идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет
Нипуха, ни пера.
3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете № 1.
Билет № 26
1.Составьте развернутый план ответа на тему «Стилистика как лингвистическая дисциплина». Покажите ее особое место в лингвистике, охарактеризуйте ее основные понятия (стили речи н стилистические ресурсы языка).
Докажите, что авторские слова (окказионализмы) создаются по типичным словообразовательным моделям русского языка. Объясните, как определяется значение искусственно созданных слов.