Как падают воды в Лодоре?
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,.
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре —
так падают бурные воды в сверкающем быстром
Лодоре!
(Р. Саути, в переводе А. Шмульяна)
Разновидностью поэтического произведения, рассчитанного на зрительное восприятие, является акростих, т. е. стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово, иногда целую фразу. Обычно такие произведения являются поэтическим обращением к конкретному лицу, имя которого и читается при графической расшифровке. Например, акростих у Н. Гумилева:
Ангел лег у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был темным и беззвездным.
Ад молчал. He слышалось ни стона.
Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.
Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.
Прочитав начальные буквы каждой строки, получим имя Анна Ахматова. Писал акростихи и В. Брюсов («Немеют волн причудливые гребни»), увлекался ими И. Анненский («Перо нашло мозоль»), М. А. Кузмин и др.
Широко используется в поэзии прием перебоя шрифтов:
Покоится в нем у меня
прекрасный
красный язык.
«О-го-го»могу —
зальется высоко, высоко.
«О-ГО-ГО»могу —
и — охоты поэта сокол —
голос
мягко сойдет на низы.
С помощью прописных букв (0-ГО-ГО) В. Маяковский передает возрастание силы голоса, смену интонации.
Ф. М. Достоевский в « Преступлении и наказании» выделяет курсивом слово, играющее важную, но для читателя пока неясную, загадочную роль. «Я к нему... на другой день, после того пойду, когда уже то будет кончено и когда все по-новому пойдет...»И вдруг он опомнился. «После того, — вскрикнул он.., — да разве то будет?»
Курсив заставляет обратить внимание на определенное слово, намекает читателю, что оно скрывает какой-то особый смысл. Этим виртуозно пользовались, например, сатирики, вкладывая в выделяемые слова двойной смысл.
В эпиграмме Д. Минаева, написанной на Маркевича, который обвинял И. С. Тургенева в заискивании перед нигилистами и написал по этому поводу статью-донос в «Московских ведомостях», выделяется слово донесет, что предоставляет читателю возможность решить вопрос о смысле слова самостоятельно.
На днях, влача с собой огромных два портсака,
Приплелся он в вокзал, с лица струился пот.
«Ему не донести!» —вкруг сожалел народ,
И только лишь какой-то забияка
Сказал: « He беспокойтесь — донесет!»
Текст эпиграммы построен на каламбуре, в основе которого лежит многозначность слова, выделенного курсивом.
С помощью
Еще один любопытный графический прием — использование цифр,«вклинивание» их внутрь слова:
У про100го 100рожа
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
(Л. Кондратенко)
Графический облик русского слова и русских букв превращается в своеобразный символ у А. Вознесенского.
3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете № 1.
Билет № 17