Можем ли мы увидеть музыку

Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством (живописью, скульптурой), хотя связь эта, конечно, проявляется совсем по-другому: стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (ее характер, содержание) можно выразить стихами или прозой. Связь музыки с изобразительным искусством иная: музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку.

Например, услышав «Песню о тачанке» К. Листова, ребята наверняка представят себе стремительно несущуюся тачанку. Картина М. Грекова «Тачанка» отлично подтвердит предположение ребят — они ведь увидят на этой картине тачанку, не стоящую на месте и не тихо едущую, а именно стремительно несущуюся. Тут очень важно понять, что картина не иллюстрирует песню, а песня не иллюстрирует картину. Разные искусства — поэзия, музыка и живопись — по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше представление о Гражданской войне (мы одновременно видим картину и слышим песню, в которой стихи сливаются с музыкой).

Шуточная шведская народная песня «Три парня» (слова вместе с мелодией) рисует яркую юмористическую картину. Исполняя эту песню, мы «видим» и самих парней, и их веселую походку, и все, что с ними происходит во время веселой прогулки.

Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. С древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

В связи с этой темой следует напомнить о музыке А. Бородина, которую ребята уже слышали, — это романс «Спящая княжна», «Ноктюрн» из Квинтета № 2. На примере романса «Спящая княжна» повторить принцип построения формы рондо (вслушаться в могучий, богатырский характер обоих эпизодов); в главной теме — образ царевны — подчеркнуть некоторую связь с мелодией Квартета (напевность, мягкая лиричность). Далее сказать о том, какую большую роль могучие, богатырские образы играли в музыке Бородина, прежде всего в опере «Князь Игорь».

Ребята разучивают мелодию из 1-й части Симфонии №2 («Богатырской») А. Бородина. Они сами должны определить построение и характер основного зерна-интонации. Какими представят себе учащиеся героев этой симфонии, когда будут слушать ее звучание в исполнении симфонического оркестра? Возможно, что некоторые вспомнят картину В. Васнецова «Богатыри», но и те, кто этой картины не знает, вероятно, скажут, что в музыке Бородина «действуют» люди сильные, могучие, люди-богатыри. Это ощущение не исчезает, несмотря на то, что вслед за «богатырской» мелодией звучит мелодия более певучая, даже лирическая и по характеру своему близкая теме «Ноктюрна» из Квартета № 2 Бородина. Показанная учащимся после слушания симфонии репродукция картины подтвердит верность их творческого воображения.

Хорошим дополнением к васнецовским «Богатырям» станет репродукция картины И. Глазунова «Два князя». Старший из изображенных богатырей (вероятно, отец) указывает младшему (вероятно, сыну) на далекий огонь и дым военных пожарищ. Можно ли сомневаться в том, что старший князь-богатырь учит молодого князя-богатыря любить и защищать родную землю?

Здесь стоит обратить внимание ребят на то, что у человека есть ас только внутренний слух (способность услышать мысленно, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит), но и

внутреннее зрение (способность увидеть мысленно, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами).

После звучания «Богатырской» симфонии Бородина дать ребятам послушать (тоже в симфоническом звучании) экспозицию главной темы и подход ко второй теме из увертюры Л. Бетховена «Кориолан». И та и другая музыка может быть определена одинаковыми эпитетами: сильная, мужественная, могучая, богатырская. Однако есть в музыке Бородина одно очень существенное свойство, благодаря которому мы никогда не подумаем, что это бетховенская музыка: в ней звучат интонации русской народной песенности.

«Песня о маленьком трубаче» С. Никитина, «Последний бой» и «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых» помогут создать в сознании учащихся образы ребят-героев, достойных того, чтобы их назвать юным поколением богатырей своего времени.

В этом полугодии школьники познакомятся с некоторыми фрагментами из оперы С. Прокофьева «Война и мир» (по роману Л. Толстого). Желательно, чтобы прежде учащиеся вспомнили известные им произведения Прокофьева: «Марш», «Болтунья», «Петя и волк», хор из кантаты «Александр Невский». Учитель может помочь им, наиграв на инструменте главные мелодии этих сочинений.

Ребята начнут разучивать одну из лучших мелодий оперы Прокофьева — главную мелодию арии Кутузова, командовавшего русскими войсками в Отечественной войне 1812 г. В своей арии Кутузов поет о белокаменной Москве, о сердце России, о любви к своей Родине и готовности отдать жизнь за ее спасение. Это один из самых важных эпизодов всей оперы Прокофьева. Слушая эту арию, мы невольно вспоминаем Ивана Сусанина и отчетливо ощущаем, какие глубокие связи существуют между музыкой нашей эпохи и русской музыкальной классикой прошлого века — между Прокофьевым и Глинкой. Ведь «Война и мир» завершается хором, поющим славу Москве и русскому народу, так же как знаменитым хором «Славься!» завершает Глинка свою оперу «Жизнь за царя». И если сравним арию Сусанина с арией Кутузова, то в них найдем много общего. Обе арии герои поют ночью, в одиночестве, как размышления о судьбе своей Родины. Обе арии поют герои, которые спасли Москву, один — ценой своей гибели, другой — своей мудростью великого полководца. И все же эти арии очень различны: в арии Сусанина преобладает хоть и мужественная, но скорбь героя, обреченного на смерть; в арии Кутузова - мужество полководца, готового вести свою армию в бой и уверенного в победе.

События Отечественной войны 1812 г. нашли отражение в разных видах искусства. Можно вспомнить различные произведения литературы, музыки, живописи, посвященные славному подвигу русского народа в войне с французами, например стихотворение М. Лермонтова «Бородино», живописное полотно Ф. Рубо — панорама «Бородинская битва», картина А. Кившенко «Военный совет в Филях».

При исполнении арии Кутузова целиком (когда после главной мелодии учитель играет среднюю часть) учащимся надо разобраться в том, как трехчастная форма арии связана (и даже определена) с ее содержанием. 1-я часть, светлая, мужественная, воплощает уверенность Кутузова в победе. Но ведь на следующее утро ему предстоит выполнить свое решение: сдать французам Москву без боя. Мы не поверили бы в то, что Кутузов мог оставаться в эту минуту совершенно спокойным. И Прокофьев это отлично понимал. Поэтому 2-ю часть арии сделал тревожной, беспокойной. Мажор сменился минором; напевная мелодия — мелодией с острыми изгибами; плавное движение — движением драматически напряженным. Но главное — для Кутузова оставалась все же вера в правильность принятого решения, вера в победу, и 3-я часть окончательно утверждает мужественный, героический образ Кутузова.

Если ария Кутузова — важнейшая точка темы войны в опере Прокофьева, то важнейшей точкой темы мира является, несомненно, «Вальс», звучащий в начале оперы, в сцене бала, когда встречаются одни из самых главных действующих лиц — Наташа Ростова и Андрей Болконский, и в конце, в сцене смерти Андрея. В опере на фоне этого нежного, поэтичного вальса звучат голоса Наташи, Андрея и других действующих лиц.

Примером восприятия музыкального портрета может послужить «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского. Перед разучиванием мелодии песни Варлаама можно кратко рассказать о том, как во второй половине прошлого века пять русских композиторов (Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков) объединились в группу, получившую название «Могучая кучка». Композиторы все свои силы посвятили развитию и укреплению русской национальной музыки, опираясь в своей борьбе за национальное искусство на русскую народную музыку и творчество основоположника русской классической музыки М. Глинки. Учащиеся уже знакомы с творчеством трех композиторов «Могучей кучки»: Н. Римского-Корсакова (оперы «Садко», «Золотой петушок»), А. Бородина («Спящая княжна», Квартет, «Богатырская» симфония) и М. Балакирева (переложение для фортепиано песни Глинки «Жаворонок»),

После того как ребята разучат мелодию песни Варлаама из «Бориса Годунова», они услышат эту музыку в оперном звучании и по характеру этого звучания попытаются представить себе, как мог выглядеть Варлаам (подсказать надо лишь то, что Варлаам — бежавший из монастыря монах; добавить надо обязательно и то, что Мусоргский был великий мастер ярких, острых, характерных музыкальных портретов). Важно, чтобы, пытаясь представить себе образ Варлаама, школьники задумывались не столько о словах песни (про взятие Казани), сколько о том, каким может быть человек, так воплощенный Мусоргским в его музыке и так («звероподобно» — по выражению одного критика) поюший эту песню. Какой у него нрав, характер? Весьма вероятно, что некоторые ребята опишут Варлаама похожим на «Протодьякона» И. Репина (репродукцию картины показать после прослушивания музыки) — огромным, разгульным, любящим выпить и поесть; гигантское пузо, можно сказать, центр репинской картины! Им, конечно, будет интересно узнать, что сам Мусоргский, увидев репинского «Протодьякона», воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!...»

Сопоставляя репинского «Протодьякона» с Варлаамом Мусоргского, необходимо, как и во всех случаях, когда учащимся предлагается сопоставить произведения музыки и живописи, подчеркнуть, что музыка не была написана к картине, так же как картина не была написана под впечатлением от музыки. И Варлаам, и «Протодьякон» — самостоятельные образы, запечатлевшие, однако, схожие, характерные для старой России типы монахов и попов. Важной задачей для ребят остается нахождение в музыке сходных черт с картиной: «огромные», «широкие», «разбросанные» по всем регистрам звучности, обилие густых басов, резких тембром медных духовых инструментов и т. д., вплоть до последнего разгульного выкрика Варлаама при окончании песни.

Музыка, вызывающая в нашем представлении различные картины природы, — новая грань темы. Искусство и природа вообще неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты час то воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там окажется связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и любовь к природе — такие близкие, родственные чувства.

Учащиеся сами могут вспомнить музыку, с которой они встречались на занятиях в прошлые годы, связанную с природой; народные песни «Во поле береза стояла», «Уж как шла лиса», «Перепелочка»; «Утро» Грига, «Жаворонок» Глинки, «Поет зима, аукает» Свиридова. Даже бегло просмотрев названия музыкальных произведений, звучавших в классе на протяжении начальной школы. педагог найдет достаточно большое количество знакомых детям ярких примеров, которые помогут им осознать и усвоить тему связи музыки с природой.

По желанию учащихся (или по предложению учителя) желательно исполнить одно - два ранее выученных произведения, музыка которых связана с природой.

Вторая опера М. Мусоргского — «Хованщина» рассказывает о том периоде русской истории, когда начиналось царствование Петра I, задумавшего уничтожить в стране обычаи и привычки старой Руси, распространить в народе европейскую культуру, знания, науки и искусства. Нарисовав во вступлении к «Хованщине» - «Рассвет на Москве-реке» картину наступающего дня, Мусоргский, вероятно, думал при этом о картине гораздо более широкой: о рассвете в жизни всего Русского государства. Мелодия этого вступления звучит совсем как русская народная песня, постепенно разворачивается, «светлеет», а сопровождают ее глухие, отдаленные звуки колоколов московских церквей, возвещающих о наступлении утра.

При обобщении следует подчеркнуть, что, если очень внимательно вслушиваться в музыку, в воображении могут возникнуть соответствующие музыке зрительные представления. Это могут быть произведения изобразительного искусства, картины природы, какие-либо жизненные события. Но это относится далеко не ко всем музыкальным произведениям, и было бы большой ошибкой думать, что музыка всегда должна вызывать в воображении человека тс или иные зрительные образы. Обязательно это бывает в так называемой программной музыке. Но было бы также неверно думать, что это относится только к программной музыке. Так, например, многие произведения Чайковского и Рахманинова, не имеющие никаких заголовков и никаких программ, часто вызывают у слушателя представления о русской природе. Это происходит в значительной степени оттого, что в музыке этих композиторов слышна русская народная песенность, которая неразрывно связана с русской природой (см. «Предварительные замечания» к программе для V класса).

Можно предложить ребятам сравнить, например, два произведения: Прелюдию соль мажор С. Рахманинова и картину И. Левитана «Весна. Большая вода». Дети сами чувствуют, что музыка прелюдии пронизана лучезарным светом, наполнена радостным покоем, безмятежностью; определят настроение картины, наверняка ощутят радостное ликование пробуждающейся природы родeport VLX, because it was unavailable, or its retrieval was aborted, or the project was stopped too soon. \n\nDo you want to open it from the server?'))window.location='http://studopedia.ru/pravo.php?n=12&id=27889'">Опубликованный материал нарушает авторские права?.