Предварительные замечания

Освоение новых тем в III классе по возможности должно опираться на музыку, уже знакомую по II классу, и лишь затем на новый музыкальный материал. Смысл и преимущества такого метода занятий, условно названного методом «забегания вперед и возвращения к пройденному», были уже разъяснены в «Предварительных замечаниях» к программе II класса. В III классе этот метод, естественно, получит значительно большее развитие, и значение его будет возрастать в каждом следующем году обучения, так как темы будут постепенно усложняться, а запас накопленного материала непрерывно увеличиваться.

Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» значительно облегчит и в то же время обеспечит более успешное усвоение новых, более серьезных по сравнению со II классом тем.

Так, тема «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» будет легко усвоена учащимися на такой хорошо знакомой им музыке, как «Весело. Грустно» Бетховена (игровая танцевальность «Весело» и песенность «Грустно»).

Тема «Интонация» станет сразу же понятна при слушании или исполнении любой знакомой песни и при повторном слушании и разборе такого рода простых пьес, как «Резвушка», «Плакса», «Злюка» Д. Кабалевского.

Тему «Развитие музыки» очень хорошо начать с возвращения к симфонической сказке Прокофьева «Петя и волк», установив связь между развитием событий в самой сказке и соответствующими изменениями (развитием!) музыки. Теперь, при повторном слушании «Пети и волка», ребята будут слушать уже не только знакомые им по II классу темы-образы (и их оркестровое звучание — тембры), но и то, как эти темы-образы развиваются в связи с развитием сюжета сказки, событий, о которых в ней рассказывается.

На знакомом материале можно продолжить и изучение темы «Построение (формы) музыки» (отчасти уже начатой во II классе). Так, разные типы двухчастной формы раскроются перед учащимися не только в песнях с отчетливо очерченными запевом и припевом, но и в инструментальных пьесах, состоящих из двух контрастных частей, например «Неаполитанская песенка» П. Чайковского. Различные типы трехчастности можно пояснить и на «Марше» С. Прокофьева, и на «Кавалерийской» Д. Кабалевского. К вариационной форме можно подойти через простейшее варьирование учителем сопровождения к простым попевкам. Путем добавления нового материала («эпизодов») к попевке «Мы — второклассники» в процессе исполнения самими ребятами возникнет форма рондо, которая благодаря такому методу ее изучения усваивается ребятами легко и прочно.

На знакомых, наиболее простых по мелодике и ритму попевках и песнях можно постепенно начать в III классе переход oт обучения умению вслушиваться в музыку и исполнять ее по слуху к обучению умению читать ноты, написанные на доске, и петь по нотам (опираясь на «забегания», которые уже проводились во II классе).

Во второй четверти года можно начать заниматься импровизацией, опираясь на понимание того, что такое интонация и как из нее вырастает мелодия. Импровизация, в которой ученик буде: строить мелодию на определенный текст, исходя лишь из самой лаконичной интонации, заданной ему учителем, весьма способствует творческому развитию. При таком подходе импровизация становится более осознанной, целеустремленной и значительно успешнее противостоит штампу и инерции, которые слишком часто бывают присуши ей по принципу «продолжения и окончания мелодии, начатой учителем». Выращивание мелодии из интонации-зерна — процесс более сознательный, активный и потому более творчески развивающий, дающий воображению и фантазии учащихся большую свободу. Ведь интонация — это только толчок, стимул для работы творческого воображения, внутреннего слышания мелодии.

Несмотря на то что в III классе возрастает удельный вес познавательных элементов музыкальных занятий, уроки музыки должны оставаться часами живого искусства, эмоционально волнующими, увлекательными, жизнерадостными, нерасторжимо связанными с жизненными впечатлениями учащихся.

Третий год обучения надо завершить так же, как был завершен и второй гол: уроком-концертом для родителей и учителей Программа этого концерта, как и во II классе, должна формироваться самими учащимися под руководством учителя из наиболее полюбившихся детям сочинений. И пусть ребята уйдут с заключительного урока-концерта как с радостного праздника музыки!

Задание на лето должно быть таким же, как и во II классе слушать музыку, где бы ни встретили ее, пытаться размышлять о ней, как размышляли о музыке в течение всего года в классе, а осенью рассказать всем ребятам о самых интересных «встречах ч музыкой», какие за летнее время состоялись.

 

Первая четверть ПЕСНЯ, ТАНЕЦ И МАРШ ПЕРЕРАСТАЮТ В ПЕСЕННОСТЬ, ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ

И МАРШЕВОСТЬ

Начать уроки первой четверти желательно с рассказов ребят об их летних музыкальных впечатлениях. Если рассказы эти нуждаются в разъяснениях, учитель должен сделать это, обобщая тему, затронутую учащимся, чтобы рассказ одного ученика стал интересным и поучительным для всего класса.

Надо обязательно дать слово всем, кто приготовил рассказ (в соответствии с полученным на лето заданием), иначе в душе ребенка может остаться чувство неудовлетворенности и даже обиды, а этого допускать нельзя. Рассказы ребят желательно перемежать хотя бы небольшими фрагментами музыки: если это окажется возможным, пусть рассказчик или даже весь класс споет песню, о которой идет речь, а учитель сыграет сам что-либо, относящееся к тому или иному рассказу. При умелом ведении беседы она может стать увлекательной, насыщенней живой музыкой, размышлениями о ней.

При такой форме ведения урока обнаружит себя и будет развиваться очень нужное и важное для человека умение наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем.

Чтобы напомнить главную тему II класса («Три кита...») и одновременно подчеркнуть, что она не исчерпана, а будет развиваться и дальше, пусть на первом уроке прозвучат уже знакомые образцы песни, танца (пляски) и марша.

Приступая к основной теме первой четверти — «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», надо дать учащимся прослушать в классе три фрагмента из Симфонии № 6 П. Чайковского или из балета «Конек-Горбунок» Р. Щедрина. Затем спросить ребят: не слышат ли они в этой музыке что-либо близкое к песне, танцу или маршу? Весьма вероятно, что поначалу мнение не будет единодушным. Однако, внимательно вслушиваясь в музыку, постепенно школьники обязательно придут к выводу, что, хотя эти эпизоды не являются ни песней, ни танцем, ни маршем, музыка одного похожа на песню, другого — на танец, третьего — на марш.

Здесь и можно сказать о том, что из песни, танца и марша выросли три очень важных и ценных качества, которые имеют в музыке огромнейшее значение и которые мы всегда хорошо слышим и чувствуем: песенность — когда музыка пронизана певучестью, песенной мелодичностью, но не обязательно предназначена для пения; танцевальность — когда музыка пронизана ритмами, идущими от танцев (польки, вальса, различных народных танцев), но не обязательно предназначена для того, чтобы под нее танцевать; маршевость — когда музыка пронизана маршевыми ритмами (походными, торжественными, траурными и т. д.), но не обязательно предназначена для того, чтобы под нее маршировать.

Развивая тему «Песенностъ», можно обратиться к оркестровому вступлению ко второй картине I действия балета «Конек-Горбунок» Р. Щедрина («Ночь»), в звучании которого ясно ощущается песенный характер (мягкое покачивание мелодии даже несколько напоминает колыбельную песню).

Произведения на этих уроках предпочтительно брать медленные, распевные, чтобы они подчеркивали основное качество песенности — певучесть, мелодичность.

Мелодии из произведений Э. Грига и М. Глинки («Утро» из сюиты «Пер Гюнт», Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин») можно петь без слов, на какой-либо гласный звук. Это подчеркивает и делает более наглядным песенный характер исполняемой музыки — поется не песня, а песенная мелодия. Очень важно, чтобы ребята прониклись красотой, мужественностью арии Сусанина и собственным исполнением постарались передать ее напевный характер. Обратите внимание учащихся на необыкновенную певучесть главной мелодии «Утра» Грига, ее устремленность ввысь с . постепенным просветлением музыки.

Можно исполнить песню «Скворушка прощается» Г. Попатенко, которая послужит примером мелодичной, распевной музыки.

При развитии темы «Танцевальность» в вокальной и инструментальной музыке ярким примером танцевальности станет «Арагонская хота» М. Глинки. Эта симфоническая музыка построена на интонациях испанского народного танца «хота». Пусть дети услышат музыку в оригинальном звучании народного исполнителя, в фортепианном и оркестровом звучании, а затем сами примул участие в ее исполнении (бубны, тамбурины, кастаньеты).

Танцевальную песню «Дружат дети всей Земли» Д. Львова-Компанейца для контраста можно сопоставить с напевной, протяжной песней, например «Скворушка прощается» Т. Попатенко.

Танцевальность пронизывает всю знакомую ребятам по II классу сцену из детской оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля, которую желательно исполнить.

Раскрывая тему «Маршевость», можно разучить с ребятами мелодию из 3-й части Симфонии № 5 Л. Бетховена (слоги, на которые ее лучше исполнять, учащиеся находят сами). Необходимо напомнить детям, что с музыкой этого композитора они начали знакомство уже во II классе («Сурок», «Весело. Грустно», «Тема и вариации на марш Дресслера» и т. д.). Слушая эту новую для них музыку, они ощутят ее сильный, мужественный характер. Следует сказать, что в произведениях Бетховена они часто смогуг услышать героическое звучание. Симфония № 5 — один из самых ярких образцов именно такой музыки.

Контрастом к бетховенской музыке может прозвучать сатирическая, высмеивающая глупого царя Гороха музыка Р. Щедрин(фрагмент «Царь Горох» из балета «Конек-Горбунок»), а также торжественная, жизнеутверждающая музыка из 3-й части Симфонии № 6 П. Чайковского.

Обратите внимание ребят на маршевые ритмы музыки, подчеркивающие характерные черты художественного образа — твердость характера, мужественность, героизм. Важно, чтобы ученики поразмышляли над тем, какие стороны жизни, чувства человека способна воплотить маршевая музыка, и постарались передать их в своем исполнении.

Так же как мы встречались с песнями-танцами и песнями-маршами, мы будем встречаться с музыкой песенно-танцевальной (хотя это будет и не песня, и не танец) и песенно-маршевой (хотя это будет и не песня, и не марш). Примерами песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки могут служить полонез и прелюдии Ф. Шопена.

Полонез Шопена, под музыку которого можно входить в класс, исполняется так, чтобы ребята сами почувствовали в нем и торжественную поступь, и танцевальный характер. Вот почему полонез называют танцем-шествием.

Характер музыки обеих прелюдий, как обычно, ребята определят сами; изящную танцевальность Прелюдии № 7 и траурную маршевость Прелюдии № 20. При этом надо помочь детям заметить, что танцевальность в одной из этих прелюдий и маршевость в другой сочетаются с песенностью (по аналогии: песня-танец, песня-марш). Учащимся полезно узнать, что в прелюдиях ярко выражены две важнейшие сторонызитора они начали знакомство уже во II классе («Сурок», «Весело. Грустно», «Тема и вариации на марш Дресслера» и т. д.). Слушая эту новую для них музыку, они ощутят ее сильный, мужественный характер. Следует сказать, что в произведениях Бетховена они часто смогуг услышать героическое звучание. Симфония № 5 — один из самых ярких образцов именно такой музыки.

Контрастом к бетховенской музыке может прозвучать сатирическая, высмеивающая глупого царя Гороха музыка Р. Щедрин(фрагмент «Царь Горох» из балета «Конек-Горбунок»), а также торжественная, жизнеутверждающая музыка из 3-й части Симфонии № 6 П. Чайковского.

Обратите внимание ребят на маршевые ритмы музыки, подчеркивающие характерные черты художественного образа — твердость характера, мужественность, героизм. Важно, чтобы ученики поразмышляли над тем, какие стороны жизни, чувства человека способна воплотить маршевая музыка, и постарались передать их в своем исполнении.

Так же как мы встречались с песнями-танцами и песнями-маршами, мы будем встречаться с музыкой песенно-танцевальной (хотя это будет и не песня, и не танец) и песенно-маршевой (хотя это будет и не песня, и не марш). Примерами песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки могут служить полонез и прелюдии Ф. Шопена.

Полонез Шопена, под музыку которого можно входить в класс, исполняется так, чтобы ребята сами почувствовали в нем и торжественную поступь, и танцевальный характер. Вот почему полонез называют танцем-шествием.

Характер музыки обеих прелюдий, как обычно, ребята определят сами; изящную танцевальность Прелюдии № 7 и траурную маршевость Прелюдии № 20. При этом надо помочь детям заметить, что танцевальность в одной из этих прелюдий и маршевость в другой сочетаются с песенностью (по аналогии: песня-танец, песня-марш). Учащимся полезно узнать, что в прелюдиях ярко выражены две важнейшие стороны творчества Шопена. В одной — его нежная любовь к музыке своего народа: к польским народным песням и особенно танцам (в частности, к мазурке), во второй — мужественность, сближающая порой его музыку с музыкой Бетховена, печаль, которую он испытывал, думая о страданиях угнетенного польского народа.

Обобщение темы первой четверти. Утверждение мысли о том, что если в музыке большую роль играют песня, танец и марш, то еще большую роль играют в ней песенность, танцевальность и маршевость. Именно эти свойства музыки и делают ее близкой, доступной и понятной даже малоопытным слушателям. Песенность, танцевальность и маршевость выводят нас на широчайшие музыкальные просторы.