Этим заканчивается сарга девятнадцатая «Исследование природы пробуждения, сновидения, глубокого сна и турии» книги четвертой «О
Существовании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, рассказанной божественным посланником и записанной Валмики.
Сарга 20. О природе разума.
1. Васиштха сказал:
Я тебе рассказал все это, О Рагхава, только для объяснения природы разума, без других мотивов.
2. Разум ощущает все то, в чем твердо уверен, как из-за контакта с огнем металлический шар раскаляется сам.
3. Существование и несуществование, приобретение и отказ - только воображаемые понятия разума, которые ни нереальны, и ни реальны, будучи только следствиями фантазий непостоянного разума.
4. Разум создает заблуждения и является причиной стабильности мира; этот нечистый разум своей тотальностью раскинулся как весь мир.
5. Разум - это то, что называется человеком. Только направив его на верный путь и победив его, достигаются все сокровища мира.
6. Если бы человек был только телом, как мог мудрый Шукра оказаться вовлеченным в заблуждение многочисленных рождений в разнообразных формах?
7. Потому разум является человеком, а тело - только воспринимаемый объект. Чем наполнен разум, того он и достигает, без сомнений.
8. Приложи усилия для исследования того, что непреходяще, безусильно, лишено качеств и заблуждений, и ты достигнешь этого!
9. Тело следует тому, чем наполнен разум, а не разум следует за телом. Следуй тому, что истинно, О мудрый, и оставь неистинное!
Этим заканчивается сарга двадцатая «О природе разума» книги четвертой «О существовании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, рассказанной божественным посланником и записанной Валмики.