Семинарские занятия

 

Семинар № 1. Литература средневековья (коллоквиум)

Занятие организуется в форме собеседования преподавателя со студентами по следующим вопросам:

1. Какую роль в формировании культурной атмосферы средневековья сыграла церковь? Приведите конкретные примеры из научной и художественной литературы.

2. Полностью ли была утрачена преемственность с античностью? Почему наибольшей популярностью среди античных поэтов в средневековом мире пользовался Вергилий?

3. Какие черты догосударственного состояния общества отразились в памятниках ирландского героического эпоса?

4. Изложите и объясните обстоятельства рождения и инициации Кухулина как идеального племенного героя.

5. Как вы оцениваете поведение Кухулина в его поединке с Фердиадом? Как вы думаете, расходится ли ваша оценка с оценкой его современников?

6. Что означает слово «Эдда»? Как оно попало в литературоведческий обиход? Можно ли считать «Младшую Эдду» продолжением «Старшей»?

7. В чем состоит специфика скандинавского (древнегерманского) Пантеона? Сравните несколько его персонажей (на ваше усмотрение) с их древнегреческими и славянскими аналогами.

8. Опишите основные принципы скандинавской (эддической) поэтики. Приведите наиболее характерные образцы кеннингов Одина. Что такое аллитерационный стих и каковы его ритмические определители?

9. Кто такой Беовульф? Какова этимология его имени? Как он попал в Данию и какие услуги он оказал датскому конунгу Хротгару?

10. Каковы сюжетные перипетии «Беовульфа»? Можно ли считать главного героя поэмы трагическим заложником идеи рока?

11. Как решается проблема авторства «Песни о Роланде»? Сравните полемику вокруг нее с аналогичными спорами об авторстве «Илиады» и «Одиссеи», а также «Слова о полку Игореве».

12. Охарактеризуйте основные художественные особенности «Песни о Роланде». Проведите параллели с памятниками других национальных эпосов. В чем проявляются типологические схождения?

13. Что такое Реконкиста и как она отразилась в испанском героическом эпосе? За что Родриго Диас получил прозвище Сид? Каково социальное происхождение персонажа поэмы и его исторического прототипа? Почему он стал любимым героем испанского народа?

14. Кто такие Нибелунги? Какие точки зрения имеются по этому вопросу? Чем принципиально отличается «Песнь о Нибелунгах» от аналогичных произведений французского и испанского героического эпоса?

15. Что такое куртуазная культура? Каковы ее основные приметы? Объясните название стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час». Как отразился культ Прекрасной Дамы в поэзии А.Блока?

16. Какие жанры и технические новации культивировали провансальские и северофранцузские поэты? Назовите и опишите самые известные из них.

17. Объясните происхождение термина «роман» и обозначаемого им жанра. В каких отношениях находятся «античный роман» и роман европейского средневековья?

18. Чем принципиально рыцарский роман отличается от героической поэмы? Покажите на примере «Тристана и Изольды» и «Песни о Роланде».

19. В каких специфических условиях формировалась городская литература? Как соотносилась она с литературами клерикальной, рыцарской и народной?

20. Охарактеризуйте эпические жанры городской литературы.

21. Охарактеризуйте лирические жанры городской литературы.

22. Что представлял из себя городской средневековый театр? Охарактеризуйте его основные жанры. Какие драматургические жанры средних веков описаны в романе В.Гюго «Собор Парижской богоматери»?

Творческие задания.

1. Подготовить иллюстрации к прочитанным произведениям.

2. Разработать эмблему «Эпоха средневековья».

3. Подготовиться к конкурсу чтецов (куртуазная лирика).

4. Подготовиться к конкурсу «Театр одного актера» (наизусть монолог из понравившегося произведения).

5. Подготовиться к театральному конкурсу (инсценировки фрагментов драматических произведений городской литературы).

 

Семинар № 2.Данте – последний поэт средневековья и первый поэт эпохи Возрождения. «Божественная комедия»: концепция идеала, классификация человеческих грехов

1. Биография Данте Алигьери.

2. «Новая жизнь» как первая европейская художественная автобиография и как комментированный поэтический цикл. Композиция и художественные особенности книги. Образ Беатриче и традиции поэзии «нового сладостного стиля».

3. Трактаты Данте «Об итальянском языке», «О монархии», «Пир». Отражение в их содержании и форме черт Предвозрождения. Учение о четырех смыслах произведения в «Пире».

4. «Божественная комедия» как синтез средневекового мировоззрения и как предвестие Возрождения. Замысел поэмы. Проблема жанра (связь с античной традицией и черты средневекового видения). Роль мистических чисел в композиции поэмы и ее строфике. Четыре смысла «Божественной комедии».