Философская проза Ф.М. Вольтера и Д. Дидро
1. Смысл понятия «Просвещение».
2. Человек как исходный пункт философствования и этики просветителей.
3. Основные тенденции развития просветительской прозы во Франции
(взаимодействие литературы и философии, укрепление авторской позиции,
усиление эпистолярного начала…).
Просветительская направленность повести Ф.М.Вольтера «Кандид, или Оптимизм».
Философский диалог Д. Дидро «Племянник Рамо»:
– жанровая природа этого «необычайного» (Гете) произведения;
– философ («Я») как выразитель взглядов просветителей;
– племянник Рамо («Он») – деклассированный субъект? шут? приживала?
носитель так называемого «разорванного сознания»?
– Метафизическая инерция Философа и вербальный бунт племянника Рамо.
Интеллектуальный проект французских просветителей – «Энциклопедия».
Литература
1. Вольтер Ф.М. Философские повести (любое издание).
2. Дидро Д. Племянник Рамо.
3. Артамонов С.Д. Вольтер и его век. М., 1980.
4. Валери П. Вольтер // П. Валери. Рождение Венеры. СПб., 2000.
5. Гордон Л.С. Поэтика «Кандида» // Проблемы поэтики и истории литературы.
Саранск, 1973.
6. Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.
7. Моруа А. Вольтер (Романы и повести) //А. Моруа. От Монтеня до Арагона. М.,
1983. С.80-90.
8. Дени Дидро и культура его эпохи. М., 1986.
9. Разумовская М.В. Роман-диалог и философский диалог у Дидро: синтез научного
и художественного познания («Племянник Рамо» и «Сон Д’Аламбера») // Вестник
ЛГУ. 1984. № 20. Ист., яз., лит. Вып.4.
10. Разумовская М.В. Новый Свет и французский роман первой половины XVIII века:
«естественный человек» против «старого порядка» // Человек эпохи Просвещения.
М.: Наука, 1999.
11. XVIII век: искусство жить и жизнь искусства. М.: МГУ, 2004.