Философская проза Ф.М. Вольтера и Д. Дидро

1. Смысл понятия «Просвещение».

2. Человек как исходный пункт философствования и этики просветителей.

3. Основные тенденции развития просветительской прозы во Франции

(взаимодействие литературы и философии, укрепление авторской позиции,

усиление эпистолярного начала…).

Просветительская направленность повести Ф.М.Вольтера «Кандид, или Оптимизм».

Философский диалог Д. Дидро «Племянник Рамо»:

– жанровая природа этого «необычайного» (Гете) произведения;

– философ («Я») как выразитель взглядов просветителей;

– племянник Рамо («Он») – деклассированный субъект? шут? приживала?

носитель так называемого «разорванного сознания»?

– Метафизическая инерция Философа и вербальный бунт племянника Рамо.

Интеллектуальный проект французских просветителей – «Энциклопедия».

 

Литература

1. Вольтер Ф.М. Философские повести (любое издание).

2. Дидро Д. Племянник Рамо.

3. Артамонов С.Д. Вольтер и его век. М., 1980.

4. Валери П. Вольтер // П. Валери. Рождение Венеры. СПб., 2000.

5. Гордон Л.С. Поэтика «Кандида» // Проблемы поэтики и истории литературы.

Саранск, 1973.

6. Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

7. Моруа А. Вольтер (Романы и повести) //А. Моруа. От Монтеня до Арагона. М.,

1983. С.80-90.

8. Дени Дидро и культура его эпохи. М., 1986.

9. Разумовская М.В. Роман-диалог и философский диалог у Дидро: синтез научного

и художественного познания («Племянник Рамо» и «Сон Д’Аламбера») // Вестник

ЛГУ. 1984. № 20. Ист., яз., лит. Вып.4.

10. Разумовская М.В. Новый Свет и французский роман первой половины XVIII века:

«естественный человек» против «старого порядка» // Человек эпохи Просвещения.

М.: Наука, 1999.

11. XVIII век: искусство жить и жизнь искусства. М.: МГУ, 2004.