Эстетика и поэтика барокко
1. Барокко как новая художественная система искусства XVII века:
2. Основные принципы эстетики барокко:
– идея изменчивости мира (сотворить мозаичную картину мира);
– новое художественное видение действительности.
3. Поиски смысла бытия в драме П. Кальдерона «Жизнь есть сон»:
– жанровое и тематическое своеобразие; композиция драмы;
– художественное время и пространство;
– метаморфозы образа Сехизмундо: инерция бытия и обретение реальности;
– сон и реальность.
4. Интерпретация названия драмы.
5. Поэма Дж. Мильтона «Потерянный рай»: замысел, история создания, сюжетная основа; актуализация библейского сюжета, жанровое своеобразие.
6. Образная система поэмы: Бог, Адам и Ева, Сатана, Херувимы, Демоны, Духи;
7. Тема свободы воли в поэме (и другие темы).
8. Картина мироздания, созданная Державным Зодчим: категория художественного пространства.
9. Своеобразие художественного мира поэмы «Потерянный рай».
Литература
1. Кальдерон П. Жизнь есть сон // Педро Кальдерон. Пьесы. В 2-х томах. М., 1961.
Т.1.
2. Мильтон Д. Потерянный рай (любое издание).
3. Мильтон Д. Потерянный рай. Возвращенный рай / Проз. пер. с англ.
А. Шульговской. М.: Терра, 2004. 256 с.
4. Аникст А.А. Дж. Мильтон и его поэма «Потерянный рай» // Наука и религия. 1976.
№ 9. С.54-57.
5. Аветисян В.А. Гете и Кальдерон // Гетевские чтения. 1984. М., 1986. С.96-110.
6. Балашов Н.И. Испанская классическая драма. М., 1975.
7. Бояджиев Г.Н. Кальдерон // История зарубежного театра. Ч.1. М., 1971. С.161-169.
8. Кальдерон и мировая литература. Л., 1986.
9. Кольридж С.Т. Лекции о Шекспире и Мильтоне // Писатели Англии о литературе.
М., 1981. С.35-42.
10. Оганисьян М.Ю. Проблема жанра и трагического в театре XVII века (Кальдерон и
Расин) // Филологические науки. 1990. № 5. С.30-38.
11. Силюнас В. Ауто Кальдерона, или Триумф драматурга //Современная
драматургия. 1996. № 1. С. 228-238.
12. Чамеев А.А. Дж. Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986.
ЗАНЯТИЕ 9-10. Просветительская проза XVIII века