ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ

Тема 4. Классицизм и барокко: эстетика и поэтика

Взаимодействие ренессансного реализма, классицизма и барокко. Эстетика классицизма и барокко. Взаимодействие жанров. Влияние античности. Категория нормативности в искусстве XVII века. Понятие иерархии: абсолютизм в политике, классицизм в литературе. Рационализм эпохи как философская база классицизма. Национальные варианты барокко. Концепция героя. «Поэтическое искусство» Н.Буало – эстетический документ классицизма. Поэтика классицистской трагедии. Сюжеты и темы трагедий Расина и Корнеля: общее и отличное в литературных источниках классицистской трагедии. Правила трех единств. Жанр «высокой» комедии в творчестве Мольера. Выход за пределы жанра: «Мещанин во дворянстве». Особенности английской литературы XVII века. Творчество поэтов-метафизиков и Дж. Мильтона. Барокко в испанской литературе: Л.де Гонгора, Ф. де Кеведо, П. Кальдерон. Элементы барокко в романе Г.Я. Х. Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус».

 

Тема 5. Просветительская проза XVIII века

Классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, «предромантизм» рубежа XVIII-XIX вв. Литература и философия. Концепция «естественного человека» в европейской литературе XVIII века. Эпистолярная, мемуарная литература. Взаимодействие разных национальных литератур. Появление нового типа литературного героя. Восточные мотивы в европейской литературе XVIII в. Философские повести Вольтера – художественная реализация основных идей эпохи. «Кандид, или Оптимизм» – пародийно-ироническое описание идей философии предопределенности. Образ страны Эльдорадо – воплощение просветительской утопии. Философские аспекты диалога Д.Дидро «Племянник Рамо». Роман «Монахиня» как выражение просветительских идей. Новый тип героя в драматургии Бомарше. Раннее творчество Д.Дефо – поиски темы и героя. Концепция «естественного человека» и роман Д.Дефо «Робинзон Крузо». Модели и типы государственного устройства в романе Д.Свифта «Путешествия Гулливера». «Робинзонады» и жанр путешествий в европейской и русской литературах XVIII века. «История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдинга – «роман большой дороги», «эпос частной жизни», «комическая эпопея».

 

Тема 6. Художественный универсализм И.В. Гете и литературный контекст эпохи

Формирование немецкого литературного языка и создание национальной эстетики. «Гамбургская драматургия» и «Лаокоон» как выражение эстетических взглядов Лессинга. Эстетические взгляды Ф.Шиллера и их реализация в творчестве. Универсализм художественного мышления И.В.Гете. Трагедия героя в романе «Страдания юного Вертера». Художественный мир трагедии «Фауст». Роман И.В. Гете «Страдания юного Вертера» и традиции литературы европейского сентиментализма. Стихия чувств в романе Л. Стерна «Сентиментальное путешествие». Творчество Ж.Ж. Руссо и проблемы французского сентиментализма: «Исповедь» и «Юлия, или Новая Элоиза». Пути развития европейской драмы XVIII века. Творчество Б. Шеридана. Принципы драматургии Д. Дидро: обоснование «серьезного жанра». Комедии П.О. К. Бомарше. Разработка немецкого национального сюжета. Драмы Г.Э. Лессинга и Ф. Шиллера. Русско-европейские литературные связи эпохи Просвещения. Освоение иноземного художественного опыта в России XVIII века.

 

Ключевые слова к темам модуля 2: Абсолютизм, аутос, барокко, "Буря и натиск", "веймарский классицизм", вольтерьянство, "высокая комедия", гонгоризм, гротеск, драма чести, комедия-балет, классицизм, комедия дель арте, максимы, маньеризм, маринизм, мемуары, метафизическая поэзия, мелодрама, метафора-концепт, мещанская драма, мировая литература, комедия характеров, консептизм, конфликт между чувством и долгом, летрильи, либертины, памфлет, плутовской роман, поэзия кавалеров, правило "единства тона", правило "светских приличий", правило "трех единств", предромантизм, прециозная литература, Просвещение, рационализм, робинзонада, рококо, роман-исповедь, руссоизм, сенсуализм, сентиментализм, теория "естественного человека", философская повесть, чувствительность, штюрмеры, эмпиризм энциклопедисты, эпистолярный роман.