Система изучения глаголов в начальных классах. Морфологический разбор глагола в начальной школе.
Методика изучения глагола.
1).формировать лексико-грамматическое понятие: (существенные признаки: обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Изучаются – ГЗ число, время, род, спряжение, наст.и буд.вр. синтаксическая роль является - сказуемое);
2).научить определять число, род, время, лицо, спряжение; научить изменять глаголы по числам, временам, спрягать;
3). Научить писать частицу НЕ с глаголами, родовые окончания (прош.вр). ПР: солнце светила. ТСЯ,ТЬСЯ безударные личные окончания глагола, мягкий знак в окончаниях в глаголах 2 л. Ед.ч.; правописание суффикса у глагола в прош.вр. перед суф.Л. ПР. Растаял снег.
4). Научить подбирать глаголы близкие и противоположные по смыслу. ЭТАПЫ:
1. Подготовительный этап -1 класс.Наблюдение над словами, называющими действия, постановка вопросов к ним.
2. Начальный этап – 2 класс
- дети узнают, что глаголы – это слова называющие действия предмета, которые отвечают на вопросы: что делает? Что сделают?
Для этого вначале предлагаются глаголы, обозначают физическое действие. Затем вводится глаголы называющие состояния, изменения качества (зеленеть, замерзать), глагол речи и мышления, гл. отношения к другому предмету.
Дети учатся:
- правильно ставить вопросы к любым глагольным формам. ПР. Весна (что делает?) наступает. Весна (что сделает?) наступит.
- практически учатся различать гл. в ед. и мн.ч. ориентируясь в основном на их значение.
Если гл. называет действие одного предмета, ед. и мн. Ч называют действия нескольких предметов.
3. Центральный этап – 3 класс
1. Категория числа. Дети узнают что гл. изменяется по числам и устанавливают связь между вопросом, формой числа и окончанием ПР. стучит (что делает?), стучат (что делают?)
Полезно составить таблицу ед. и мн. Числа
2. Категория времени. Сущность этой категории раскрывается на основе составления времени совершения действия с моментом речи. ПР. мальчик – играет (что делает?), играл(что делал?), поиграет (что сделает?).
У: В каком числе употребляются все глаголы? Д: в ед. числе.
Дети предполагают, что эта какое-то новое изменение. Задают вопрос действия происходит сейчас – играет – наст. Вр. Играл – задают вопрос действие происходило до момента речи – в прош.вр. Поиграет- задают вопрос действие только произойдет – после момента речи – буд.вр.
Вывод гл. изменяются по временам и имеют 3 времени наст, буд, прош. Вр.
Дети учатся определять время гл по вопросу. Понадобиться опорная табл.
Чтобы научить детей изменять гл. по временам, дается понятие о неопр.ф. гл. т.к. именно она берется в качестве исходных временных форм.
- вопросы что делать ? что сделать;
- имеют суф. ТИ, ТЬ
- это начальная форма гл.;
- это форма не указывает на число и вр. Гл. ПР. кричать – что делать?, кричу (что делаю? – наст.вр.), кричал(что делал? – прош.вр.), буду кричать (что делать? – буд.вр.).
Вывод: дети учатся изменять гл.в прош.вр. и писать родовые окончания в ед. числе. Ср. р – окончание О, ж.р. – А.
В 3 кл. дети учатся раздельно писать частицы НЕ с гл. Дети узнают, что не отрицательные частицы и пишутся отдельно с гл. кроме ненавидеть, невзлюбить, негодовать….