Закономерность формирования читательской самостоятельности младших школьников. Методика проведения различных занятий внеклассного чтения по обучению детей работе с детской книгой.
Чтение как один из видов речевой деятельности человека является общением книги с читателем. Книга через текст беседует с ним, передавая заключенную в ней информацию.
Читатель и книга - собеседники. Специфика чтения- общение в cnocобности читателя увидеть в книге своего будущего собеседника, по его «внешнему виду» предугадать, о чем и как он будет с тобой говорить и поэтому озвучить его речь – для тебя чужую, озвучить так, как сделал бы это он. Так что обучая детей чтению как озвучиванию чужой речи, учителю необходимо научить и чтению- общению с книгой, формировать у учащихся тип правильной самостоятельной читательской деятельности. Читательская самостоятельность осуществляется без непосредственной помощи любого другого читателя. Самостоятельный читатель тот, кто а) знает, какие книги-собеседники существуют на свете и в его близком окружении (семье, библиотеке), как узнать нужную ему книгу среди других, б) умеет правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитать текст, воспринять его содержание и смысл; в) в ком развита потребность систематически обращаться к книгам. Несамостоятельным читателем является тот, кому необходима помощь при выборе книги, озвучивании и освоении ее содержания. Младший школьник как читатель нуждается в помощи учителя- квалифицированного читателя, понимающего свои задачи. Эти задачи состоят в том, чтобы: 1) развивать у детей мотив обращения к книгам. 2) формировать конкретные ЗУНы, обеспечивающие взаимодействия читателя с книгой. Системно и целенаправленно выполняя эти задачи, можно воспитать в детях особое свойство личности – читательскую самостоятельность.
Читательская самостоятельность предполагает овладение учеником правильным типом читательской деятельности, т.е. способностью думать над книгой, видеть в ней собеседника, отличать книги друг от друга; осознанно делать свой выбор, учиться правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитывать ее, осознавать, запоминать текст, понимать и представлять прочитанное, воссоздавать и переживать; оценивать как текст, так и себя в роли читателя. По мнению Н.Н. Светловской, тип правильной читательской деятельности представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг до чтения, в процессе чтения и после чтения». Формированию способа чтения-общения служит метод чтения-рассматривания книги, книг. «Его основой является изначальная аксиома деятельности любого квалифицированного читателя: книгу читают и смотрят, непременно смотрят до того, как приступят к чтению, чтобы не ошибиться в выборе и настроиться на предстоящее чтение, смотрят в процесс чтения, чтобы ... выделить главное ... не пройти мимо нового, непонятного, неизвестного, наконец, смотрят, а точнее - пересматривают, после прочтения, чтобы уточнить и перепроверить объективность, правильность общей оценки прочитанного. В этих трех ступенях познания заложена единично верная логика деятельности читателя при самостоятельном чтении книг».
(методическое проведение занятий по демонстрации, презентации для того чтобы заинтересовать ребенка, научить его рассматривать, прогнозировать, анализировать о книге, произведениях.)
Обучение на подготовительном этапе подчиняется основному принципу - обучаясь читать, дети должны сразу овладевать типом правильной читательской деятельности, т.е. осознанному умению думать над книгой - до чтения, в процессе чтения и после чтения, обращаясь за помощью к самой книге, чтобы добиться полноценного прочтения. Учителю необходимо сочетать обучение первоначальному чтению и формирование типа правильной читательской деятельности. Задачи подготовительного этапа:
1 Изучить уровень владения детьми чтением и общением с книгой до школы.
2 Последовательно под руководством учителя осваивать весь комплекс действий, составляющих сущность читательской деятельности.
3 Обеспечить каждому ребенку личностно-ориентированное и главное - видимое для него посильное продвижение в овладении навыком чтения.
4 Сформировать разносторонний читательский кругозор (знание детских книг из доступного круга чтения).
На подготовительном этапе учащиеся под руководством учителя должны освоить следующее содержание обучения: определенный круг чтения, правила и приемы самостоятельной читательской деятельности, виды библиотечно-библиографической помощи (книжная выставка, рекомендательный плакат); основные понятия: рисунок, обложка, надписи, страницы, заглавие, фамилия автора, тема чтения.. Основной учебный материал (круг чтения) - это детские книги объемом 8-30 стр. Они должны быть разнообразны по тематике, жанру, эмоциональной направленности. Для чтения учителем вслух используются сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1-2 стр., книжки-картинки, книжки-рассказки, книжки- игрушки; книги, в которых одно произведение и сборники. Осваивая круг чтения, дети овладевают правилами самостоятельной читательской деятельности;
-восприятие и воспроизведение прослушанного произведения с помощью учителя;
-ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух;
-освоение закономерностей: содержание книги - иллюстрации, заглавие, автор;
-узнавание прочитанных на уроке книг по двум из этих показателей.
Учитель должен учитывать специфику книги как учебного материала. Она заключается в том, что в качестве инструмента для чтения книга предоставляет читателю два информационных ряда, подлежащих сопоставлению: это текст и внетекстовая информация, т.е. язык книги. Его ребенок должен освоить, научиться сопоставлять, т.е. думать над книгой. Отсюда ведущий метод обучения чтению книг - это метод их чтения - рассматривания, который является основой структуры урок.
Структура занятия помогает решать главную задачу - заинтересовать всех учащихся детскими книгами, приучать их думать над книгой, самих действовать с книгой.
Структура занятия включает пять компонентов:
1Работа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти детей или сформировать у них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которые детям предстоит слушать, задать необходимый для полноценного восприятия эмоциональный настрой (2-3 мин.)
2Выразительное чтение (и перечитывание) учителем художественного произведения (3-7 мин.).
3Коллективное воссоздание (не пересказ) прослушанного, размышления о прослушанном (4-6 мин.).
4Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью его отыскания в книге (3-4 мин.)
5Рекомендации, касающиеся: возможной самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами, которые есть в классе (в уголке чтения) или дома, во внеурочное время.
Главным методом на уроке является чтение-рассматривание книги как собеседника. Учитель обращается также к ряду приемов, которые помогают эффективно решить задачи данного этапа при работе с детской книгой.
Рассматривание книги с первой страницы обложки: выделение и разграничение иллюстрации и надписи. Методика литературного чтения и работы с детской книгой
Вопросы детям: Что здесь нарисовано? О чем мы думаем, глядя на это? Что нам знакомо? Что ново? и т.д. Где здесь надписи? Где заглавие? Где фамилия автора? Покажите! Прочитайте! ит.д.
Вопросы после чтения надписи:
1Как мы поняли эту надпись? Знаем ли этого автора? и т.д.
2Сопоставление надписей и иллюстраций: почему именно эта картинка и эта надпись на обложке? 3Как они связаны? На какие мысли наводят?
4Рассматривание четвертой страницы обложки: сопоставление того, что нарисовано и написано на первой и четвертой странице. Размышления, насколько они связаны.
5Вывод, может ли быть прочитанное произведение в этой книге.
6Перелистывание книги с целью уточнения предположения о ее содержании. Выделение, рассматривание иллюстраций, заголовков, отыскание знакомого произведения.
7Предположительные высказывания о характере книги: о теме, жанре; о характере, манере (в стихах, прозе, весело, страшно, грустно); вывод о том, нравится ли книга-собеседник, хочется ли с ней поговорить в свободное время.
Чтобы достичь положительного отношения учащихся к деятельности с книгами, необходимо выполнять следующие методические условия: а) отбирать книги в соответствии с требованиями; б) организовать активную учебную деятельность с книгами в уголке чтения; в) следить, запоминают ли дети новые книги, продвигаются ли в обучении чтению, проявляют ли заинтересованность в общении с книгами, анализировать результат обучения. Задача начального этапа - «пробудить и формировать у детей интерес не просто к книге как собеседнику, а к самостоятельному чтению, т. е. к разговору с этим собеседником с помощью книги как инструмента для чтения, чтобы нацелить учащихся на широкое знакомство с миром доступных книг по собственной инициативе, на поиск среди книг тех собеседников, которые интересны, необходимы и доступны каждому из них» Полагаясь на уровень освоения второклассниками техники чтения, учитель организует самостоятельное рассматривание детьми предложенной книги, так как ученики подготовлены к тому, чтобы предугадать и содержание книги, и тему урока. Учитель наблюдает за деятельностью детей с книгой до чтения, во время чтения и после прочтения. Однако учитель по-прежнему осуществляет чтение вслух, расширяя читательский кругозор детей, продолжая активно участвовать в продвижении детей к самостоятельной читательской деятельности, совершенствовании техники чтения. На каждом занятии начального этапа в качестве учебного материла выступает не одна, а группа книг от двух до пяти и не обязательно в типовом оформлении. Круг чтения - детская художественная и научно-художественная «тонкая» книга, различная по тематике и жанрам. Для самостоятельного чтения детям сказки, рассказы в стихах и прозе объемом 140-400 слов, для чтения вслух учителем сказки, рассказы, притчи, легенды в стихах и прозе объемом от 500 до 1500 слов.