Закономерность формирования читательской самостоятельности младших школьников. Методика проведения различных занятий внеклассного чтения по обучению детей работе с детской книгой.

Чтение как один из видов речевой деятельности человека является общением книги с читателем. Книга через текст беседует с ним, передавая заключенную в ней информацию.

Читатель и книга - собеседники. Специфика чтения- общение в cnocобности читателя увидеть в книге своего будущего собеседника, по его «внешнему виду» предугадать, о чем и как он будет с тобой говорить и поэтому озвучить его речь – для тебя чужую, озвучить так, как сделал бы это он. Так что обучая детей чтению как озвучиванию чужой речи, учителю необходимо научить и чтению- общению с книгой, формировать у учащихся тип правильной самостоятельной читательской деятельности. Читательская самостоятельность осуществляется без непосредственной помощи любого другого читателя. Самостоятельный читатель тот, кто а) знает, какие книги-собеседники существуют на свете и в его близком окружении (семье, библиотеке), как узнать нужную ему книгу среди других, б) умеет правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитать текст, воспринять его содержание и смысл; в) в ком развита потребность систематически обращаться к книгам. Несамостоятельным читателем является тот, кому необходима помощь при выборе книги, озвучивании и освоении ее содержания. Младший школьник как читатель нуждается в помощи учителя- квалифицированного читателя, понимающего свои задачи. Эти задачи состоят в том, чтобы: 1) развивать у детей мотив обращения к книгам. 2) формировать конкретные ЗУНы, обеспечивающие взаимодействия читателя с книгой. Системно и целенаправленно выполняя эти задачи, можно воспитать в детях особое свойство личности – читательскую самостоятельность.

Читательская самостоятельность предполагает овладение учеником правильным типом читательской деятельности, т.е. способностью думать над книгой, видеть в ней собеседника, отличать книги друг от друга; осознанно делать свой выбор, учиться правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитывать ее, осознавать, запоминать текст, понимать и представлять прочитанное, воссоздавать и переживать; оценивать как текст, так и себя в роли читателя. По мнению Н.Н. Светловской, тип правильной читательской деятельности представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг до чтения, в процессе чтения и после чтения». Формированию способа чтения-общения служит метод чтения-рассматривания книги, книг. «Его основой является изначальная аксиома деятельности любого квалифицированного читателя: книгу читают и смотрят, непременно смотрят до того, как приступят к чтению, чтобы не ошибиться в выборе и настроиться на предстоящее чтение, смотрят в процесс чтения, чтобы ... выделить главное ... не пройти мимо нового, непонятного, неизвестного, наконец, смотрят, а точнее - пересматривают, после прочтения, чтобы уточнить и перепроверить объективность, правильность общей оценки прочитанного. В этих трех ступенях познания заложена единично верная логика деятельности читателя при самостоятельном чтении книг».

(методическое проведение занятий по демонстрации, презентации для того чтобы заинтересовать ребенка, научить его рассматривать, прогнозировать, анализировать о книге, произведениях.)

Обучение на подготовительном этапе подчиняется основному принципу - обучаясь читать, дети должны сразу овладевать типом правильной читательской деятельности, т.е. осознанному умению думать над книгой - до чтения, в процессе чтения и после чтения, обращаясь за помощью к самой книге, чтобы добить­ся полноценного прочтения. Учителю необходимо сочетать обучение первоначальному чтению и формирование типа пра­вильной читательской деятельности. Задачи подготовительного этапа:

1 Изучить уровень владения детьми чтением и общением с книгой до школы.

2 Последовательно под руководством учителя осваивать весь комплекс действий, составляющих сущность читательской деятельности.

3 Обеспечить каждому ребенку личностно-ориентированное и главное - видимое для него посильное продвижение в ов­ладении навыком чтения.

4 Сформировать разносторонний читательский кругозор (знание детских книг из доступного круга чтения).

На подготовительном этапе учащиеся под руководством учителя должны освоить следующее содержание обучения: оп­ределенный круг чтения, правила и приемы самостоятельной читательской деятельности, виды библиотечно-библиографи­ческой помощи (книжная выставка, рекомендательный плакат); основные понятия: рисунок, обложка, надписи, страницы, загла­вие, фамилия автора, тема чтения.. Основной учебный материал (круг чтения) - это детские книги объемом 8-30 стр. Они должны быть разнообразны по те­матике, жанру, эмоциональной направленности. Для чтения учителем вслух используются сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1-2 стр., книжки-картинки, книжки-рассказки, книжки- игрушки; книги, в которых одно произведение и сборники. Осваивая круг чтения, дети овладевают правилами самостоятельной читательской деятельности;

-восприятие и воспроизведение прослушанного произве­дения с помощью учителя;

-ориентировка в одной книге по обложке и иллюстраци­ям внутри книги после ее прочтения учителем вслух;

-освоение закономерностей: содержание книги - иллюст­рации, заглавие, автор;

-узнавание прочитанных на уроке книг по двум из этих по­казателей.

Учитель должен учитывать специфику книги как учебного материала. Она заключается в том, что в качестве инструмента для чтения книга предоставляет читателю два информационных ряда, подлежащих сопоставлению: это текст и внетекстовая ин­формация, т.е. язык книги. Его ребенок должен освоить, на­учиться сопоставлять, т.е. думать над книгой. Отсюда ведущий метод обучения чтению книг - это метод их чтения - рассматри­вания, который является основой структуры урок.

Структура занятия помогает решать главную задачу - заин­тересовать всех учащихся детскими книгами, приучать их думать над книгой, самих действовать с книгой.

Структура занятия включает пять компонентов:

1Работа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти детей или сформировать у них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которые детям предстоит слушать, за­дать необходимый для полноценного восприятия эмоциональ­ный настрой (2-3 мин.)

2Выразительное чтение (и перечитывание) учителем ху­дожественного произведения (3-7 мин.).

3Коллективное воссоздание (не пересказ) прослушанно­го, размышления о прослушанном (4-6 мин.).

4Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью его отыскания в книге (3-4 мин.)

5Рекомендации, касающиеся: возможной самостоя­тельной деятельности учащихся с детскими книгами, кото­рые есть в классе (в уголке чтения) или дома, во внеурочное время.

Главным методом на уроке является чтение-рассматрива­ние книги как собеседника. Учитель обращается также к ряду приемов, которые помогают эффективно решить задачи данно­го этапа при работе с детской книгой.

Рассматривание книги с первой страницы обложки: вы­деление и разграничение иллюстрации и надписи. Методика литературного чтения и работы с детской книгой

Вопросы детям: Что здесь нарисовано? О чем мы думаем, глядя на это? Что нам знакомо? Что ново? и т.д. Где здесь надпи­си? Где заглавие? Где фамилия автора? Покажите! Прочитайте! ит.д.

Вопросы после чтения надписи:

1Как мы поняли эту надпись? Знаем ли этого автора? и т.д.

2Сопоставление надписей и иллюстраций: почему имен­но эта картинка и эта надпись на обложке? 3Как они связаны? На какие мысли наводят?

4Рассматривание четвертой страницы обложки: сопостав­ление того, что нарисовано и написано на первой и четвертой странице. Размышления, насколько они связаны.

5Вывод, может ли быть прочитанное произведение в этой книге.

6Перелистывание книги с целью уточнения предположе­ния о ее содержании. Выделение, рассматривание иллюстраций, заголовков, отыскание знакомого произведения.

7Предположительные высказывания о характере книги: о теме, жанре; о характере, манере (в стихах, прозе, весело, страш­но, грустно); вывод о том, нравится ли книга-собеседник, хочется ли с ней поговорить в свободное время.

Чтобы достичь положительного отношения учащихся к де­ятельности с книгами, необходимо выполнять следующие мето­дические условия: а) отбирать книги в соответствии с требовани­ями; б) организовать активную учебную деятельность с книгами в уголке чтения; в) следить, запоминают ли дети новые книги, продвигаются ли в обучении чтению, проявляют ли заинтересо­ванность в общении с книгами, анализировать результат обуче­ния. Задача начального этапа - «пробудить и формировать у детей интерес не просто к книге как собеседнику, а к самостоятельно­му чтению, т. е. к разговору с этим собеседником с помощью кни­ги как инструмента для чтения, чтобы нацелить учащихся на ши­рокое знакомство с миром доступных книг по собственной ини­циативе, на поиск среди книг тех собеседников, которые инте­ресны, необходимы и доступны каждому из них» Полагаясь на уровень освоения второклассниками техники чтения, учитель организует самостоятельное рассматривание де­тьми предложенной книги, так как ученики подготовлены к то­му, чтобы предугадать и содержание книги, и тему урока. Учи­тель наблюдает за деятельностью детей с книгой до чтения, во время чте­ния и после прочтения. Однако учитель по-прежнему осущест­вляет чтение вслух, расширяя читательский кругозор детей, про­должая активно участвовать в продвижении детей к самостоя­тельной читательской деятельности, совершенствовании техни­ки чтения. На каждом занятии начального этапа в качестве учебного материла выступает не одна, а группа книг от двух до пяти и не обязательно в типовом оформлении. Круг чтения - детская художественная и научно-художественная «тонкая» книга, различная по тематике и жанрам. Для самостоятельного чтения детям сказки, рассказы в стихах и прозе объемом 140-400 слов, для чтения вслух учителем сказки, рассказы, притчи, легенды в стихах и прозе объемом от 500 до 1500 слов.