Полноценный навык чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Методические приемы выработки качеств полноценного навыка чтения.

Правильность чтения - по безошибочность и плавность воспроизведения звуковой формы слов. Младшие школьники допускают следующие типичные ошибки при чтении:

1. Искажение звуко-буквенного состава слова, пропуски, замена, перестановки звуков (слогов), вставка других букв (слогов). Причинами подобных ошибок является дислексия, несовершенство зрительного восприятия, неразвитость артикуляционного аппарата, чтение по смысловой догадке (случайное угадывание). 2. Повторы единиц чтения или регрессия Причины регрессии: стремление ребенка удержать в оперативной памяти прочитанный компонент: рассогласованность компонентов чтения (восприятие, произнесение, осмысление). 3. Нарушение норм орфоэпии: замена орфоэпическое чтения орфографическим (ребенок читает «как написано», а не «как говорит»), собственно орфоэпические ошибки связанные с незнанием нормы, интонационные ошибки. Причины непонимания лексического значения отдельных слов и в целом текста, непонимание различим между орфографическим и орфоэпическим чтением.

Для выработай правильности чтения используются следующие упражнения:

а)упражнения., направленные на развитие четкости произношения, скороговорки, чистоговорки, чтение сочетаний звуков, песенки-долгоговорки.

б)упражнения, развивающие внимание к слову: чтение слов с общим корнем; слов, начинающихся с одной буквы (или слога); слов, различающихся только одной буквой; слов с разными корнями но одинаковыми окончаниями.

в) взаимопроверка правильности чтения: дети друг другу в парах (по очереди) читают какой-нибудь отрывок из знакомого текста, затем указывают друг другу на допущенные ошибки и оценивают.

г)выяснение перед чтением лексического значения незнакомых слов.

д) предварительное прочтение слов, имеющих сложный состав, а также всего текста (шепотом, про себя, дома).

е) чтение с использованием решеток, решетки различаются шириной перегородок, которые могут быть от 4 до б мм При чтении решетки накладываются на страницу, и дети, воспринимая видимые в окошках буквы, мысленно восполняют скрытые перегородками участки строки (текст должен быть знаком детям).

При исправлении ошибки учителем действует правило минимального вмешательства взрослого в процесс чтения ученика. Прервать чтение ученика можно только в двух случаях: если ошибка ведет к искажению смысла читаемого или если это орфоэпическая ошибка. Все другие ошибки лучше исправлять после завершения чтения.

Беглость - это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого. Такой скоростью чтения является 75-90 слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими. Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух» к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения. Для формирования беглости чтения важно соблюдение следующих методических условия: 1)Применение при чтении художественных и информационных текстов принципе продуктивного многочтения. 2) Использование специальных тренировочных упражнении на совершенствование зрительного восприятия (поля чтения), оперативного поля чтения, памяти и других процессов. 3)Развитие механизма смысловой догадки (текстуального угадывания) 4) Создание ситуации успеха для поддержки даже малого продвижения ребенка в скорости чтения.

Беглость чтения зависит от так называемого поля чтения (зрения, узнавания) и длительности остановок (фиксаций), в процессе чтения. Поле чтения - это такой отрезов текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует фиксация, в кот. И происходит осознание прочитанного. Опытный чтец делает на одной строке от 3 до 5 фиксаций через равномерные отрезки. У ребенка кол-во фиксаций больше и отрезки воспринимаемого текста не одинаковы.

Приемы выработки беглости чтения:

а)упражнении на развитие оперативного поля чтения и памяти, например, игра «Фотоглаз»: показывается слово (группа слов), а дети воспринимают и запоминают их за короткое время, игра «Угадай» на доске напечатано к.р.д.р. В нашей квартире узкий к..

б)зрительные диктанты по текстам И Т Федоренко. тексты составляют 18 наборов, в каждом по 6 предложении. От набора к набору постепенно, по 1-2 буквы, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв а первом до 46 букв в последнем предложении).

в)прием многократного чтения в течение 1 минуты все» дети читают один и тот же текст и замечают до какого слова дочитали, затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше( читать не больше 3-х раз)

г)ежеурочные пятиминутки чтение: урок по любому предмету начинается с того что дети 5 минут читают свои книги.

д)«жужжащее пение» когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью.

е)продуктивное многочтение, т.е. чтение тексте с разным целевыми установками.

ж)игра «в прятки», ведущий начинает читать текст с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.

з)игра «Догоняшки» вверху над текстом кладется листе бумаги, который передвигается в низ по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать.

Требование понимания прочитанного не всегда существовало в практике начальной школы. Как правило, на ранних этапах обучения чтению от детей не требовали понимания каждого слова, но одобрительно оценивали умение дословно воспроизвести прочитанное («когда- нибудь поймешь!»)

В современной методике обучения чтению термин «сознательность» («осознанность») чтение употребляется в нескольких значениях. Во-первых, это понимание значений отдельных слов, предложений, частей текста и общего смысла всего текста. Во-вторых, это понимание не только фактического содержания, но и идейной направленности или так называемого подтекста, при этом ребенок осознает и собственное отношение к прочитанному. В-третьих, это осознанность индивидом своих читательских интересов, определение круга чтения с ориентацией на свои возможности (осознание себе как читателя). Сознательность чтения зависит от многих факторов: жизненного опыта и кругозора; понимания лексического значения отдельных слов, от продуктивности способа чтения (побуквенное и послоговое чтение затрудняют понимание прочитанного), от правильности чтения (неправильно прочитывает, поэтому не понимает), от включения в чтение разных психологических процессов (памяти, мышления, воображения). О сознательности чтения учитель судит по правильности ответов на вопросы к тексту, по тому, насколько глубокого ребенок размышляет о прочитанном, по выразительности чтение, по глубине и точности формулируемых ребенком вопросов к тексту

Данное качество формируется на всех этапах работы с текстом: до чтение актуальны такие приемы как вступительная беседе (рассказ), актуализирующая личный и читательский опыт детей, лексическая работа, прогнозирование, чтение вступительной статьи. Во время чтения важно организовать индуктивный путь познания от целостного восприятия к анализу-перечитыванию, от частного к общему, от фактического содержания к подтексту. Работа с содержательной стороной текста предполагает

return false">ссылка скрыта

ответы на фактуальные вопросы, нахождение (noдчеркивание) ключевых слов, работу с иллюстрациями в учебнике, составление характеристик героев, анализ изобразительных средств, работу с заголовком, необходимые комментарии учителя. Выполнение письменных заданий в рабочей тетради. Можно сказать, что все приемы анализа текста являются приемами выработки сознательности чтения. Работе после чтение (о6общение) может включать в себя следующие приемы: самопостановка вопросов к тексту, пересказы, драматизация, формулирование главной мысли, написание отзыва, выполнение творческих заданий, итоговое выразительное чтение.

Выразительность – это одно из качеств полноценного чтения, которое формируется а процессе анализа художественного произведения. Выразительно прочитать текст – это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом автора передать идеи и чувства, заложенные в произведении Таким средством является интонация. Интонация - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшими из которых являются следующие: 1) сила голоса (определяет динамику речи. ч/з ударение). 2) Направление (мелодику речи. ч/з усиление-понижение голоса) 3) Скорость (темп и ритм. ч/з длит-ть пауз) 4) тембр - оттенок (эмоциональную окраску. ч/з длит-ть пауз).

Для формирования общего умения читать выразительно учащиеся должны овладеть: 1)умениями, которые отрабатываются в процессе анализа худож.произведения. 2)умение пользоваться интонационными средствами выразительности. Из ряда умений, связанных с анализом текста выделяются:

- умение разбираться в эмоциональном настрое произведения. - умение представить в своем воображении картины, события. героев; - умение постигать смысл описанного события, создавать о них собственные суждения и выражать свое отношение. - умение определить задачу своего чтения (она тесно связана с пониманием подтекста). Задача чтения - это осознанное читающим желание вызвать у слушателей определенное отношение к тексту.

Осн.практич.умения по выразит-ти чтения: 1) соблюдение знаков препинания, 2) соблюдение логич.ударений. 3) Соблюдение пауз. 4) соблюдение ритма и темпа чтения. 5) Эмоционально-смысловая окраска речи.

Приемы, обеспечивающие овладение выразительностью речи: 1. Орфоэпическая работа. 2. Образец чтения. 3. Составление разметки текста, т.е. графического плана. 4. Упражнения в чтении. 5. Сравнительный анализ нескольких вариантов чтения с целью выбора правильного варианта.

Анализ разных УМК по литературному чтению в начальной школе: а) чтение в УМК Л.В. Занкова; б) чтение в УМК «Школа 2100»; в) чтение в УМК «Начальная школа 21 века» и др. (на выбор).

а) чтение в УМК Л.В. Занкова;

Учебник «Живое слово» (автор Романовская З.И.). Соответствуя главной установке дидактической системе на общее развитие детей, уроки чтения нацелены как на общее, так и на специальное развитие, предполагающее формирование культуры чтения детей, приобщение детей к литературе, как искусству слова, представления широкой картины миры на основе литературы и науки. В «Живом слове» 2 раздела: художественный и научно познавательный, что соответствует делению учебного предмета на 2 вида чтения: эстетическое и логическое. Исходя из принципа природосообразности, авторы включают в учебник много текстов близких детскому опыту. В художественном разделе нет группировки по тематическому принципу: весь материал делится на 4 раздела (4 учеб.четверти) и имеет 3 главных тематических материала: жизнь нашей Родины, семья и дети, человек и природа. Произведения одних и тех же авторов выстраиваются с постепенным нарастанием трудности постижения их идейно-художественного смысла с учетом принципа приближения восприятия их к опыту детей. На основе развития интереса к чтению формируется техника чтения: 1 кл.- не ниже 40 сл./мин., 2 кл. – не ниже 70сл., 3 кл. – не ниже 100сл.(эти нормы несколько выше, чем в др.программах).

«Моя любимая азбука», «Букварь» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) УМК школа 2100

Данный учебник является составной частью серии «Свободный

ум», выпущен в 1996 году как пробный,

Особенности:

. главная особенность - ориентация на разный уровень разви­тия у первоклассников умения читать. Левая страница каждого разворота предназначена для тех, кто учится читать (она напо­минает обычную букварную страницу), правая страница - это авторский текст для читающих детей (рассказ, сказка, стихот­ворение), в котором выделены такие слова, которые уже могут прочитать и те, кто только учится читать;

методика работы с таким текстом строится с учетом формиро­вания у детей типа правильной читательской деятельности;

в учебнике два раздела: 1) «Говорим, рассказываем» (добуквенный этап) и 2) «Учим буквы - учимся читать» (букварный этап); это учебник-тетрадь, в котором ребенок

самостоятельно работа­ет (печатает, рисует и т.д.);

последовательность введения букв определяется не только принципом частности, но и особенностями начертания букв.