В ПОЛОЖЕНИИ НА ГРУДИ

Выполняются все те же три варианта движений, в том же порядке и с той же продолжительностью, как на спине. Голову ребенка поддерживает ассистент «дугой» или «углом». Можно воспользоваться и другими способами поддержки — с помощью подвески или "ожерелья русалки».

В каждое занятие включаются только однотипные движения ногами, выполняемые на спине и на груди. Все это время учитель внимательно присматривается, какие движения ребенок осваивает лучше всего. К концу обучения во втором классе надо определить оптимальный вариант и затем уже совершенствовать только эти движения. Тот же принцип однотипности соблюдайте и во время гимнастических упражнений на пеленальном столе — это необходимо для того, чтобы выработать один стереотип движений ногами.

С каждым новым занятием количество выполняемых движений ногами увеличивается, и к концу второго класса можно проделывать их по две минуты 6—8 раз: 3—4 серии в положении на спине, 3—4—на груди, поочередно. Выполнив половину запланированных на данный урок серий, проделайте с малышом другие упражнения (например, скольжения и погружения), а затем опять возвращайтесь к движениям ногами. Попеременные движения выполняются в течение двух минут беспрерывно, одновременные двумя ногами — с паузой после каждого в 2 секунды.

На последних 2—3 занятиях погружения в положении на груди несколько усложняются за счет того, что их выполняют в сочетании с проводкой и скольжением. Делается это следующим образом; поддерживая ребенка на поверхности одной рукой («ковшом»), учитель другой рукой (обычно левой) мягко надавливает на его спину и плечи, погружая с головой под воду и одновременно продвигая под водой вперед. В середине такой проводки надо толкнуть ребенка вперед и тут же на 2—3 секунды отнять руки от его топа, а затем подхватить под грудь и вывести на поверхность воды. Упражнение повторяется 5—6 раз за одно занятие с интервалами в 15—20 секунд.

Такое погружение, как и все другие его варианты, надо предварять постоянным сигналом; раз, два, три — ныряй! При многократном повторении одинаковой команды у ребенка вырабатывается условный рефлекс, и, услышав ее, он в конце концов сам, без принуждения учителя должен скрыться под водой, в чем и заключается конечная цель данных упражнений.

ПЛАН УРОКА

Приведем примерное построение одного урока, рассчитанного на вторую половину обучения во втором классе.

На пеленальном столе — 4 минуты массаж, 1 минута отдыха и 6 минут гимнастические упражнения.

Упражнения в ванне делают в следующем порядке.

  1. Проводки в положении на спине—прямая, по кругу, восьмеркой—4 раза по 2 минуты беспрерывно с последующей паузой для отдыха в 30 секунд. Поддерживать ребенка можно только пальцами, причем во второй половине каждой серии проводок учитель то и дело на несколько секунд отнимает свою руку от головы ребенка, оставляя его без поддержки.
  2. Проводки на груди, с поддержкой одной рукой учителя («дугой», "ковшом")—2 раза по 2 минуты с перерывом для отдыха в 1 минуту.
  3. Перерыв для отдыха Учитель поддерживает ребенка в вертикальном положении одной рукой, а другой поливает его голову теплой водой из кувшина, а затем и из лейки — 2 минуты. Такой "дождик" подготавливает ребенка к .задержке дыхания и погружениям, стимулирует движения ногами.
  4. Погружения с головой под воду из положения на груди - 6 раз по 4—5 секунд с паузами е 15—20 секунд.
  5. Движения ногами в положении на спине - 6 раз по 20 движений вниз-вверх, имитирующих кроль, с перерывами в 20—30 секунд.
  6. Скольжение в положении на спине— 4 раза по 6—8 толчков. После каждого скольжения пауза для отдыха в 20—30 секунд. (Ученик самостоятельно держится на воде, или учитель проводит его, поддерживая рукой.)
  7. Движения ногами в положении на груди, имитирующие кроль, 6 раз по 20 движений с отдыхом после каждой такой серии по 20—30 секунд.
  8. Проводки на груди с поддержкой одной рукой учителя («дугой», «ковшом») — 3 раза по 2 минуты с промежутками для отдыха по минуте.
  9. Отдых в вертикальном положении с поддержкой одной рукой учителя — 1 минута.

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ

Если к концу обучения во втором классе, кроме способности самостоятельно держаться на воде в положении на спине 2—3 минуты, ребенок умеет сохранять в течение 2 минут горизонтальное положение при беспрерывной проводке на груди с помощью одной руки учителя, на протяжении одной минуты с помощью учителя три раза погружаться под воду на 5 секунд, то это очень хорошо. Однако выполнение таких нормативных тестов желательно, но не обязательно. Повторяем: торопиться, проявлять нетерпение нельзя ни в коем случае!

Учтите, что обучение плаванию не только способствует закаливанию и совершенствованию двигательных способностей ребенка, но и может оказывать разнообразное психологическое воздействие.

Важно, чтобы занятия не вызывали у малыша никаких неприятных ощущений, создавая только положительные эмоции — радость, удовольствие. От учителя требуется большая осторожность, чтобы у ребенка не возникла неприязнь к воде.

Грудному малышу неведом страх. И если на занятиях в ванне он появляется, то повинны в этом взрослые.

Маленький пловец пугается, если по недосмотру родителей вода становится холодной или, наоборот, слишком горячей. Поэтому необходимо всегда иметь под рукой термометр и в течение урока 2—3 раза проверять температуру воды. Поводом для страха может стать раздражение слизистых оболочек глаз, если вода в ванне окажется перехлорированной или хотя бы чуть-чуть мыльной.

Занятия с ребенком требуют сосредоточенности, но это не значит, что проводить их надо в полном молчании. Разговаривайте с ним, подбадривайте, повторяя мягко, поощрительно; «Хорошо! Плыви, плыви! Молодец!», «Какой у нас ловкий малыш!», «Как ему приятно в воде!». Такое общение успокаивает ребенка, радует его, укрепляет привязанность к учителю — матери или отцу.

Хорошо, если во время урока вдали будет звучать тихая мелодичная музыка и мать будет напевать песенку. Опустите в воду несколько ярких игрушек. Радостная атмосфера на занятиях обязательна, ведь когда все делается правильно, урок — огромное удовольствие и для ученика и для учителя!